Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.5

Опера
Лючия ди Ламмермур

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Сопрано Ольга Трифонова принимает эстафету у Анны Нетребко
Опера
12+
Джон Дойл
3 часа, 2 антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
20 января 2009
Распятый элемент

Все же оперным городом Петербург не назовешь, несмотря на гергиевский прорыв последних десятилетий. Казалось бы, событие из событий — Анна Нетребко возвращается на сцену после рождения сына и полугодового перерыва. И что же — разве город завешан афишами, как Нью-Йорк, в котором Нетребко поет десять дней спустя? С Анной в облаке белого газа, с обнаженными плечами и огромными безумными глазами и с надписью «You would be mad to miss it!» («Только безумец пропустит это!»)? И на поиск «Анна возвращается» в русском интернете выпадает только Курникова, а не интервью с певицей, как на сайте Метрополитен-оперы под заголовком, соответственно, «Anna’s Back!».

И все же перед нью-йоркской Лючией Анна Нетребко спела безумную ламмермурскую невесту в Мариинском. Под управлением, однако, не Гергиева, а американки Кери-Линн Уилсон. Все было как раньше. Прорисованные тонким пером вокальные линии; хрустальный тембр; виртуозные piano и pianissimо; аккуратные колоратуры; прицельные выстрелы в высокие ноты; с особым тщанием исполненная ария в сцене безумия — та, которую благодаря «Пятому элементу» знает теперь все человечество.

Анна была в ярко-красном. Потом в черном. Потом в белом. Белом, измазанном кровью. Она была страстной. Безумной. Пела по необходимости лежа и полулежа. Луч света на серо-черном фоне, которым служили все остальные участники постановки. И это, пожалуй, все, что можно сказать об идее этой самой постановки.

Как заметил один наблюдательный критик, от статьи, ­ко­торая начинается словами «Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Эйзенахе», хорошего не жди. С постановкой «Лючии», где под увертюру по темной сцене цепочкой бро­дят люди в плащах и шляпах с суковатыми пастушьими ­пал­ками и фонариками, та же история. От этой зомбированной массы визуально и аудиально удалось отлепиться только ­те­нору Сергею Скороходову, несчастному любовнику Лючии; и только в его исполнении итальянские музыкальные страсти на невыносимо ходульные слова либретто наконец оживали.

Видно было, что Мариинка к спектаклю Шотландской ­национальной оперы (режиссер Джон Дойл, подвизающийся на Бродвее, художник Лиз Эшкрофт, художник по свету Уэйн Даудсвел) осталась совершенно холодна. Как Лючия к навязанному ей жениху. Неудивительно, что дело кончилось убийст­вом. Потому что некачественно спетая и отыгранная опера ­Доницетти — это настоящая, неприкрашенная вампука, тем ­более что автор знаменитых опер-буффа даже на слова «окровавленный труп» мог сочинять в мажоре.

Нетребко улетела в Нью-Йорк. Красное и белое платья, ­колоратуры и безумие переходят Ольге Трифоновой, Оксане Шиловой и Жанне Домбровской.

0
0

Отзывы

7
nat02
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 13
3 февраля 2009

Критики спектакль все критикуют - и ладно, это их работа.
Дескать, актеры поют себе, поют и больше ничего не делают – нет тебе сплясать, например. Мол, декорации плоские, невыразительные. Хор зомбированный. Сюжет распухший – аж на целых три часа!!! Скучно было критикам на спектакле и трудно было им высидеть эти три часа.
Да-а-а, современный зритель (и, похоже, критик вслед за ним) привык больше к шоу – чтобы быстренько, ярко, с разноцветными декорациями и хорошим шведским столом, вообщем, без напряга и при сплошном удовольствии. Три часа (включая время антрактов) – это уже перебор, даже если человек пришел в один из лучших театров мира послушать оперу известного итальянского композитора.
Кто водил детей на оперу «Руслан и Людмила», тот знает, что надо подготовиться к событию, дабы смочь вовремя убедить чадо свое высидеть не ерзая все пять картин, составляющих четыре отделения. Сказать ему - ребенок, знаешь ли ты, как долго вот в этом же самом театре ста годами раньше длились представления и как умела красиво, с прямой спинкой, сидеть на тех долгих спектаклях твоя прабабушка!!! А в одном из антрактов ненавязчиво поговорить с киндером на тему о том, что такое опера и в чем ее отличие от кукольного театра.
Не знаю, бывали ли современные критики двадцатью пятью годами раньше с мамой-папой в театре оперы и балета, но почему-то, говоря об оперном спектакле, они больше всего высказываются на предмет сценической режиссуры, как после просмотра экшена.
Возможно, их высказывания в чем-то справедливы - маловато жизни, многовато схем. А почему не должно быть схем в этом жанре? Кто-то воспринимает оперный сюжет всерьез? Когда опера претендует на жизнь во всем ее разнообразии, то получается уже не просто Опера, а мыльная опера. Кому хочется жизни в этом жанре – пусть включает канал «Романтика» (или как его там) – 40 минут – и серия, можно отключиться и попить после переживаний на кухне кофейку.
Сюжет «Лючии» – мама, не горюй- козни, сумасшествие и смерти, но это не повергло меня в глубокую печать, как могло бы случиться, например, после «Короля Лира». Драматическое искусство, оно более взаправдашнее, и относимся мы к нему с подобающим переживанием. А к оперному искусству относимся с наслаждением, даже если на сцене совершаются сплошные противоправные поступки. И это чудесно! Музыка очень красивая, оркестр замечательный, певцы голосистые, декорации выразительные, театр великолепный. Сидишь в задних рядах партера, впереди-сцена, а вверх, изгибаясь, уходят ярусы, как палубы корабля, все барочное, легкое, воздушное, по плафону на потолке танцуют музы и сверкает, переливаясь, люстра. Три отделения по 40-45 мин, два антракта, в 7 начало, в 10 с небольшим конец. Лаконично и содержательно. И главное - остается в душе ощущении гармонии и прикосновения к таинству. Думаю, музам оттуда, сверху, совсем не стыдно за этот спектакль.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все