Закончилась война, и еврейский паренек по имени Йосель, которого война заставила взрослеть в легочном санатории, пробирается в литовскую деревню, к родителям. Но в доме, который его семья делила с литовцами, теперь живут старый хозяин и его дочь, невеста командира "лесных братьев", на которых охотятся русские. На счету лесных национал-карателей, кроме прочего, и родители Йоселя, расстрелянные вместе с другими евреями этой деревни. Йоселя "лесные братья" оставили в живых, и на несколько лет он, всем чужой и никому не судья, становится заложником "лесных братьев", советской власти - и собственного сердца, в котором есть место всем чувствам, кроме злобы.
Эта вещь написана Феликсом Розинером. Когда-то это был довольно известный московский музыкальный критик. Уезжая в Израиль, он оставил в России монографии о Моцарте и Чюрленисе и некоторое количество художественной прозы. Но главная вещь Розинера, автобиографический роман "Лиловый дым", была напечатана, когда автора уже не было и в Израиле - он перебрался в Америку, где и умер в позапрошлом году, узнав незадолго до смерти, что в Москве готовится инсценировка "Лилового дыма". Впрочем, спектакль, который вышел на малой сцене театра "Эрмитаж", строго говоря, инсценировкой не является - это моноспектакль Арсения Ковальского: актер играет один на один с залом и текстом, беря на себя и авторские монологи, и описания, и диалоги десятка персонажей. Однако это и не чтецкий вечер, когда актер сидит на стуле в очках на носу и с книгой на коленях, а настоящий спектакль, отчаянная история о переплетении судеб, разыгранная актером с нешуточной самоотдачей. В помощь себе он взял только легкую деревянную конструкцию - движением руки она превращается то в вагон с заедающим окном, то в хату, то в повозку с копной сена. Да несколько литовских мелодий. И еще еврейская молитва.