Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.4

Спектакль
Entre nous/Между нами

Постановка - Человек. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
Кристоф Фетрие
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Валерий Золотухин
8 отзывов, 2 оценки, рейтинг 6
1 января 2002

Пять актеров то поочередно, то все вместе представляют на сцене чудовищ: корчат рожи, нецензурно выражаются, смотрят в упор на зрителя отсутствующим взглядом (малюсенький зал позволяет это делать особо выразительно) и в неограниченных дозах используют приемы гротеска. Когда люди перестают разделять ваше мнение, когда с ними больше невозможно договориться, к ним начинаешь обращаться как к чудовищам. Процитировав в эпиграфе к своему спектаклю слова Ионеско, французский режиссер Кристоф Фетрие тем самым вполне сформулировал главную тему спектакля. Выбор авторов для игр в чудовищ самый что ни на есть удобный: миниатюры Хармса, тексты старинных французских фарсов, фрагменты из пьес Эжена Ионеско и Валера Новарина. Постановка явно ориентирована на зрителя, не нуждающегося во внятно рассказанной истории. Единственное, что объединяет тринадцать не связанных ни сюжетом, ни временем сцен, это элементы абсурдизма, без труда обнаруживающиеся даже в Средневековье. Доказательство этого Кристоф Фетрие возложил на актеров, благо - декорации Виктора Платонова (серые стены с открывающимися в них окнами и откидывающимися стульями) могут сойти как за космический корабль, так и за средневековую ярмарочную сцену. Абсурдизм за свою историю выработал в театре особый канон, а описываемый спектакль создан по всем его правилам. Если же следовать этим правилам и поставить в центре спектакля гротеск и только гротеск, то веселые, например, сценки из похождений Ваньки Рататуя, который нещадно лупит (а затем и убивает) под русские народные песни гостя "хранцуза", будут рифмоваться с чем угодно - и не только с Хармсом. Но достаточно хотя бы на секунду отойти от площадной эксцентрики, и уж диалоги Хармса перестают звучать. Вот что не перестает звучать в спектакле - так это музыка. Сергей Летов и Владимир Нелинов, создатели музыкального оформления к спектаклю, все полтора часа играют за сценой и выходят лишь на поклоны - и они-то зевать зрителям не дадут. Даже тем, кому до Ваньки Рататуя и дела нет.

0
0

Отзывы

7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
21 августа 2009

Что получится, если трёх великих абсурдистов от драматургии – Валера Новарина с его фольклорным языком, Даниила Хармса с его изысканной «заумью» и Эжена Ионеско, разрушающего язык как таковой, – смешать, нарушая всяческий хронологический и логический порядок, с произведениями французского и русского народного площадного театра, главный символ которого – дубинка – настолько очевидно фалличен, что Фрейд плачет по нему горькими слезами? Получится «Entre nous/Между нами», детище совместного русско-французского проекта «Перспектива», а именно – французского режиссёра Кристофа Фетрие и русских актёров труппы театра «Человек», получится полуторачасовая антология лучших образцов фарса, вырванных из контекстных рамок и помещённых во вневременное и антитерриториальное пространство. Этот спектакль – торжество вербальной эквилибристики, игры словами, каламбуров, где звучат русская и французская речь, подражание речи и подражание природным звукам, где через все сюжеты красной линией проходит следующая тема: можно не понять друг друга, говоря на одном языке, а можно понять, говоря на разных языках или не говоря вовсе. Доказывая универсальность, яркость и синтетичность языка, он одновременно отрицает его необходимость и незаменимость, демонстрирует возможность полноценного общения посредством пластики, жестов, мимики, интонаций, которые, в отличие от слов, не меняются, не распадаются, не соединяются, не стареют и не умирают, а всегда остаются цельными, понятными, актуальными и однозначными. Самое бесхитростное кривляние, самая неотёсанная пошлость вдруг вызывает самый искренний смех, и неожиданно в самых нелепых ситуациях узнаёшь самую реальную жизнь, над самыми глупыми вопросами задумываешься, как над самой глубокой философией… будь проще, словно говорит своему зрителю театр парадокса и гротеска, поскольку нет ничего сложнее простоты. Невозможно применительно к такому театру говорить об образах персонажей, об их психологизме, комичности или трагичности: сегодня на сцене трое мужчин и две женщины блестяще играли, но не роли, а словно партии в музыкальном произведении, играли с полной самоотдачей и безусловным талантом; при этом и музыка, живая музыка звучала шаманскими мотивами прямо над головами актёров и зрителей. Невозможно также потребовать от такого театра декораций, костюмов, какой бы то ни было ещё конкретики – он неповествователен, не несёт идей, а несёт эмоции, поэтому единственным, что сегодня помогало актёрам воплощать задуманное режиссёром, было освещение, да сами стены, те самые стены в серых квадратах, периодически преподносили сюрпризы, превращаясь в окна и двери. А что тогда ещё можно сказать об аппетитном, интересном, оригинальном, талантливом, искреннем абсурде? – думаю, только то, что всем готовым принять этот жанр (глагол «понять» с ним несовместим) следует немедленно ознакомиться с «Entre nous». Не пожалеете ни на секунду.

15.06.2009
Комментировать рецензию

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все