Москва

Спектакль в Москве
Улетающий Монахов

Постановка - МТЮЗ
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Алексей Монахов, герой романа Андрея Битова, герой спектакля Сергея Аронина — счастливый влюбленный мальчик. Взлетающий по ступенькам к ее двери. Врывающийся в жизнь, которая обещает так много. Его история любви — мальчишеская, самая обычная, банальная. Прекрасная. Какая бывает с каждым. А дальше будет сама жизнь. Линия жизни пунктиром. Мелькание дней, листание страниц: юные влюбленные и скамейка в парке и кружение снега, и Новый год. Случайная встреча в автобусе и все тот же запах ее духов. Жены, мужья, дети, деньги, командировки. Летящая и пролетающая жизнь в бесконечном ожидании, что вот-вот и откроется та самая единственная дверь. И в каждой женщине он узнает ее образ, той самой девочки, и в каждой женщине ее не обретает. Встречи, расставания, поиск и попытка взлететь. Счастливый полет в любовь оборачивается падением. Взлетающий Монахов, улетающий Монахов. Падающий Монахов.
  • Улетающий Монахов – афиша
  • Улетающий Монахов – афиша
  • Улетающий Монахов – афиша
  • Улетающий Монахов – афиша
  • Улетающий Монахов – афиша
Драматический, Классическая драма
14+
Сергей Аронин
20 февраля 2018
2 часа 20 минут, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Маша Абдулина
112 отзыва, 112 оценки, рейтинг 9
22 января 2023

Спектакль поставлен по одноимённому роману Андрея Битова.
Сам роман состоит из шести рассказов, где мы постепенно наблюдаем взросление Алексея Монахова: юный восторженный мальчик, пылко влюблённый в девушку Асю (Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова), становится зрелым мужчиной, но на протяжении всей своей жизни сохраняет верность образу любимой. Вся его череда увлечений, а позже браков, по сути, поиск той самой Единственной, которую он полюбил в юности. Неслучайно слово Единственная я написала с заглавной буквы, поскольку за своей страстной влюблённостью Монахов не видит реального человека, а любит созданный им образ.

Думаю, многие узнают себя в Монахове. Можно сказать, что это образ собирательный. Многие прошли через юношескую влюблённость, многие, как и Монахов, верили, что другого такого/такую они больше не встретят, да и по сути влюблены были не в реального человека с присущими ему недостатками, а в выдуманный идеальный образ.

По сути, мы ничего не знаем про Монахова, про то, о чем он мечтает, чем живет, к чему стремится? Видим только его маниакальное желание быть с женщиной, которая всю жизнь его отталкивает. Создаётся впечатление, что отношениями и чередой браков он хочет заполнить собственную пустоту. Есть люди, которые считают, что их жизнь имеет смысл только, если они в отношениях. Таков и Монахов. В нём нет внутреннего стержня, который человеку позволяет быть счастливым и жить полной жизнью в любых обстоятельствах. Лиши его Аси, от него ничего не останется. Что мы и видим в самом конце, когда Монахов узнаёт о ее смерти.

После спектакля мужчина, сидевший рядом со мной, обсуждал со своей спутницей спектакль. В какой-то момент он воскликнул: "Что же эти женщины в нем такого нашли? " Вопрос прозвучал с явной завистью. Меня же больше удивило, как женщины, видя, что для Монахова они, по сути, являются запасным вариантом, остаются с ним в отношениях? Так, например, Монахов в автобусе встречает Асю, и забыв о том, что он должен встретить жену из роддома, едет с Асей гулять. Такой поступок показывает не только то, что семья ему абсолютно не важна и не нужна, но и то, что он эгоистичен и лишён чувства ответственности и долга.

Своими моральными качествами, эгоизмом, пренебрежением к семье и детям у меня Монахов вызвал стойкое отвращение.
Но несомненно этот спектакль заставляет задуматься, возможно, узнать себя или своих знакомых в ситуациях и героях. И в этом его сила.

Так что, если хотите посмотреть сильный спектакль, поднимающий темы, которые будут актуальны всегда, очень рекомендую.

1
0
10
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
20 апреля 2022

Я три месяца хотела попасть на этот спектакль! Я же и роман Битова прочитала. Но один раз спектакль отменили, в следующем месяце у меня не сложился график, и вот наконец-то!
МТЮЗ, сцена "Игры во флигеле", "Улетающий Монахов", режиссер Сергей Аронин.
Во флигеле мы с дочкой были первый раз, еле нашли, хотя он буквально в двух шагах от входа на основную сцену.
Небольшие помещения, обставленные не как фойе театра, а как комнаты в особнячке - библиотека, гостиная... Очень уютно и душевно.
Однако же все необходимые зрителям помещения в наличии, включая буфет (увы, не принимает оплату картой).
Зал тоже оказался миниатюрным, вопреки моим ожиданиям не черным, а белым, с хорошим подъемом в зрительной части (кажется. только во втором ряду нет подъема).
Наконец-то добрались до спектакля :)
Честно говоря, я не очень понимала, как можно перенести роман на сцену. У него нет единой сюжетной линии, нет героя /в смысле Героя/, это такое... наблюдение за обыденностью на примере жизни одного человека, Монахова. Роман-пунктир, состоящий из отдельных рассказов, которые объединены только этим самым Монаховым, в общем-то. Вот Монахов - мальчик, потом студент, потом взрослый... И так до преклонных лет. Конечно, есть тема вечная - тема первой любви, но... Вот тут надо признаться, что роман мне не понравился. Не понравился атмосферой и какой-то безыдейностью. Этот Монахов, такой... вечный "не-". Не талантливый, не смелый, не умный, не сильный, не смешной, не увлекающийся, не решительный, не подлый даже, не злой и не добрый, - никакой. Нет ни положительных, ни отрицательных качеств. Кажется, он даже не любящий, а лишь цепляющийся за идею любви, ибо больше у него совсем ничего нет, но - ему нужна идея, а не любовь. Это мои впечатления от романа. А спектакль... спектакль неожиданно для меня оказался лучше, более реальным, чем роман. И получилось сопереживать Монахову на сцене. И даже, кажется, узнавать в нем - настоящих людей. Знакомых, родственников, даже себя - отчасти. Нет, я не мужчина, конечно, но...
В общем, по-моему, воплощение романа на сцене получилось замечательно: точно, бережно и смело одновременно, почти превзошло оригинал.
Удивительно, как при минимуме, если не сказать - отсутствии декораций получилось создать ту самую атмосферу и заставлять нас видеть то квартиру Монахова, то подъезд, то парк, то Ташкент... Все же талант режиссера и актеров - это то необходимое и достаточное для создания Чуда. Конечно, красота богатых декораций, чудеса технические, невероятные костюмы - это тоже бывает очень нужно, и важно, и играет большую роль и как часть образа спектакля, и как дополнительная возможность взаимодействия и выражения, да просто визуал завораживает иногда... Но без этого всего можно, а без настоящего режиссера и актеров - нет.

Для нас играли:
Алексей Монахов - Сергей Аронин
Мама - Оксана Лагутина
Автор – Илья Смирнов
Ася - Алёна Стебунова, Ольга Гапоненко, Марина Гусинская (да, все играли Асю - в разные периоды жизни)
Бабка, мужик, Путилин, Сергей Владимирович - Сергей Погосян
На самом деле, практически все (кроме Монахова-Аронина и его мамы-Оксаны Лагутиной) играли не по одной роли.

Лаконичность сценографии и достаточно скромное освещение не помешали создавать необходимые эффекты.
А маленькие детали оказывались очень говорящими.
Например, в какой-то момент Монахов держит книгу Битова, и история как бы зацикливается... Недаром Автор в начале произносит текст Битова: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. То есть не надо, а можно писать всю жизнь, пиши себе и пиши. Ты кончишься и она кончится. И чтобы все это было – правда. Чтобы все – искренне…" (с), но эти слова - не из "Монахова", а из другого рассказа. Однако они красной нитью проходят через спектакль...

Как ни странно, спектакль понравился не только мне, взрослой тете, но и дочке (18). Так что - рекомендую. И да - роман предварительно читать не обязательно, в спектакле все-все очень понятно и близко.

1
0
8
Gal K
61 отзыв, 62 оценки, рейтинг 10
13 апреля 2019

09 апреля мы в предвкушении отправились с дочкой в любимый МТЮЗ на спектакль молодого режиссера Сергея Аронина "Улетающий Монахов".
Флигель в МТЮЗе я полюбила с самого первого посещения. Но, к сожалению, там есть 8 ряд, с которого не видно практически ничего, кроме сидящих спереди. Поэтому первый акт я не столько смотрела, сколько слушала.
Во 2 акте у меня появилась возможность пересесть и таки увидеть вторую часть спектакля. Поэтому основываться буду в основном на этих впечатлениях.
О чем постановка? До просмотра встречала много отзывов, где основная идея - о быстротечности жизни. У меня сложилось несколько иное мнение. Суть истории в том, что герой проходит мимо собственной жизни, лелея в себе придуманную мечту-любовь. Нет, он возможно и был в нее влюблен. Но в таком случае добивайся любыми средствами и оставайся верен этой любви (если это конечно действительно любовь, а не подростковая влюбленность). Но эта "любовь" к Асе не помешала Монахову несколько раз жениться, иметь любовниц... Как так то? Вот мое впечатление, что герой в подростковом возрасте (когда начинаю играть гормоны) запал влюбился в девушку, старше на 5 (!) лет. И это говорит о многом Если ему, допустим, было 13, то ей 18. То есть, это типичный играй гормон! И он, как самый настоящий инфантил, живущий под крылышком мамы, начал лелеять эту любовь, взращивать ее, особо ничего для нее не делая. А девушка то уже взрослая, девушке нужна реальная жизнь, а не мечты мужчины-мальчика. И вот Монахов проживает (в смысле проходит мимо) жизнь, не замечая ни своих жен, ни любовниц, ни в принципе и родителей. Он всю жизнь качает в колыбели придуманную любовь. И лишь случай в аэропорту (смерть парня на глазах Монахова) заставляет его очнуться, оглянуться назад и понять, что жизнь то конечна, что родители не вечны, что все, что могло случиться, в основном случилось. Но это еще не окончательное пробуждение. А окончательно он проснулся на кладбище, когда узнал судьбу Аси... И пробуждение это было очень горьким, с запахом безнадежности. Жизнь прошла мимо. И даже фраза, что хорошо бы написать книгу, которую можно писать всю жизнь - ты кончился и она кончилась, говорит о том, что герою не столь уж важно то, что будет в этой книге. Плыть по течению, не стремясь ни к чему, держать внутри мечту и наслаждаться этим ощущением мечты, не прилагая никаких усилий.
Постановка своеобразная. Да, Сергею Аронину удалось создать атмосферу жизни Монахова. Атмосферу, настроения, саму жизнь. И уже привычный минимализм предметов и декорация во флигеле играют на руку режиссеру. Вот табуретки превращаются в шашки, вот стол превращается в кровать, окно в дверь, а потом в выход на летное поле. Все аскетично, но не мешает зрителю мысленно создавать собственные образы.
Главная ценность этого спектакля - актеры! Каждый хорош! В этот раз играли:
Сергей Аронин, Оксана Лагутина, Сергей Смирнов, Арина Борисова, Сергей Погосян, Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова.
Очень понравилась игра Сергея Аронина. Еле уловимые изменения внешности, изменение ритма речи, движений и мы видим сначала перед собой подростка, потом юношу, потому взрослого мужчину. Перед нами действительно проходят все этапы взросления, мужания и угасания одного человека.
Сергей Смирнов нам очень понравился в "Пингвинах". И здесь он также хорош. Особенно потрясает роль Ленечки. перед нами действительно оказывается 18-летний юноша - пылкий, влюбленный, отчаянный, нескладный. Ни на секунду не возникает сомнение в его искренности.
И лично меня удивила Арина Борисова. Она мне здесь понравилась в образе Натальи. Впервые я увидела не актрису Арину Борисову, которая пытается что-то играть, а русскую женщину, живущую в средней Азии. Женщину, которая влюблена в мужчину, рядом с которым мечтает быть, но не может. Я увидела и ее любовь, и ее отчаяние, и ее попытки скрыть это отчаяние за напускной веселостью и оптимизмом. Вот просто браво!
Понравились и Сергей Погосян, и Оксана Лагутина. Они замечательно уравновесили молодых коллег. Сергею Погосяну одинаково удались и бабушка-соседка, и отец героя, и Взрослый мужчина. Все совершенно разные, но очень убедительные. У Оксаны Лагутиной образ был один - мать-наседка, которая видит свое счастье в сыне. Вся ее жизнь - забота о сыне, попытка укрыть его от невзгод жизни, облегчить его переживания. Просто прекрасно!
Что мне осталось непонятным - зачем меняли исполнительниц Аси? Хотели показать, как она менялась с течением времени? Так тот же Монахов прекрасно менялся силами одного актера. Встречала мнение, что этим показано, что Монахов в каждой женщине видел Асю. Так тоже этого не увидела в спектакле, по сюжету (ну насколько я могла это услышать, не видя) он каждый раз встречался именно с Асей. Этот момент для меня остался не ясным.
Спектакль довольно интересный, но не уверена, что захочу повторить. Просто не моя история, совершенно. Но смотрится интересно. Ну и повторюсь, на него стоит сходить уже ради игры актеров. А они здесь прекрасны.

0
0
10
ms_sunshine94
251 отзыв, 251 оценка, рейтинг 16
2 марта 2019
О скоротечности жизни...

Спектакли МТЮЗа отличают своеобразный стиль и тонкая психологичность. Еще один прекрасный пример – «Улетающий Монахов» (скажу сразу, спектакль оставил очень много эмоций и заставил задуматься). Проходит он не на основной сцене, а во флигеле во дворе Театра. Зал очень маленький, ряды располагаются амфитеатром, все прекрасно видно. Но имейте в виду, что опоздавших не пускают – на свои места после 3 звонка невозможно пройти физически, а свободных нет.

«Улетающий Монахов» в режиссуре Сергея Аронина (он же в главной роли) поставлен по роману А.Битова. И мы будем с главным героем, с Монаховым, на протяжении всей его жизни. Не зря в самом начале Автор (Илья Смирнов) говорит: «Хорошо бы начать писать книгу и писать ее всю жизнь». А с помощью нехитрых декораций (по сути, полного их отсутствия) и листами с надписями «ДВЕРЬ», «САД» и т.д. получилось заставить зрителей поверить, что действие происходит то на лестничной клетке, то в заснеженном зимнем саду, то на кладбище.
Действительно ли первая любовь – самая сильная? На этот вопрос мы и попытаемся ответить себе вместе с Монаховым. В начале спектакля он – школьник, безответно влюбленный в молодую девушку Асю (Агнессу), готовый всю ночь ждать под дверью, когда же она пройдет мимо. Но между Асей и Монаховым всегда будет что-то стоять: сначала возраст – Ася старше лет на 5 и не воспринимает его всерьез, потом, когда она наконец согласится – отсутствие денег, места, времени… Их отношения не одобряют ни мама Монахова (Оксана Лагутина), ни подруги Аси.

Асю играют разные актрисы: Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова. Это правильно, потому что Ася для Монахова всегда разная: девочка из коммуналки, молодая женщина, взрослая дама – заведующая детсадом, когда наши герои случайно встречаются через 10 лет… Но всегда одинаково веселая, не слишком серьезная относящаяся к жизни и играющая чувствами Монахова. Конечно, он тоже не посвятил свою жизнь ей одной: он дважды был женат, у него были подруги, но помнил он всегда только Асю. И до такой степени, что, встретив ее в автобусе по дороге в роддом к жене, забыл обо всем и гулял с ней по городу всю ночь.

А годы идут, и вот уже Монахов – солидный профессор под сорок, с молодой любовницей Наташей (вновь Арина Борисова) из Ташкента. И уже он сидит у нее в квартире, а Наташин ухажер, 18-летний мальчик Ленечка (вновь Илья Смирнов), при нем наивно читает ей стихи – так же, как Монахов Асе когда-то. Время идет, идет – и все так циклично повторяется. Ведь даже у мамы Монахова лет пятьдесят назад был такой первый возлюбленный – писатель.

Спектакль идет чуть больше двух часов, в нем почти нет декораций, а актеры по режиссерскому замыслу играют несколько ролей – но он действительно переворачивает все в душе. Сходите, вы не пожалеете.

0
0
10
Elena Smirnova
230 отзывов, 242 оценки, рейтинг 30
28 февраля 2019
«Ему предстояла жизнь, давно лишенная цвета…»


Андрей Битов перед премьерой спектакля рассказал журналисту из «Вечерней Москвы» Анжелике Заозерской, что, по словам Юрия Любимова, его произведения сложно «переместить» на сцену – «Театр не может передать стиль».
На следующий же день после просмотра спектакля нашла и прочитала книгу.
Роман-пунктир «Улетающий Монахов» включает шесть новелл («Дверь», «Сад», «Образ», «Лес», «Вкус» и «Взгляд»), связанных одним героем – Алексеем Монаховым, который проживает в нем все сезоны мужского возраста, от подростка до зрелого человека. И он весь пронизан мотивом первой любви.
Читая роман, я не уставала восхищаться, как же точно передал С. Аронин его атмосферу!!!
И Монахов его будто сошел к зрителям прямо со страниц книги!
В спектакле перед зрителями проходят простые и сокровенные, а вместе с тем возвышенные и поэтичные, воспоминания Алексея Монахова, которого, при всем желании, сложно назвать «героем».
Перед нами такой «маменькин сынок», безвольный теленок, он ни разу не поступает как мужчина, и даже профессиональная сторона его жизни остается для зрителей за кадром…Только его чувства и мысли (весьма, к слову, хаотичные…)
И при этом Монахов вызывает симпатию и кажется каким-то знакомым и близким.
Идет Алексей по жизни, встречает разных женщин, женится, разводится, но где-то глубоко в его душе живет лишь одна, та самая, первая…
Очень понравилась и сама инсценировка спектакля (все того же Сергея Аронина), и то, как ведется в нем повествование, как используется сценическое пространство и как актеры в нём существуют.
Очень точно смогли передать образы персонажей романа и сам Сергей Аронин, сыгравший Монахова, и три актрисы (Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова), которые представляют нам Асю (его в некотором смысле единственную любовь) в разные этапы жизни Монахова.
Они же во втором действии спектакля станут другими (прочими) женщинами в судьбе повзрослевшего мальчика, по-прежнему напоминающими ему ту, первую…
Понравилась игра заслуженной артистки РФ Оксаны Лагутиной, исполнившей роль матери (а как она спела под гитару песню Вероники Долиной «Свеча»!!!), Ильи Смирнова и Сергея Погосяна, сыгравших в спектакле несколько персонажей.
Весь актерский ансамбль, на мой взгляд, был просто безупречен!!!
Пересказывать содержание спектакля бессмысленно, например, новеллу «Образ» Битову очень долго не удавалось опубликовать, потому что руководство журналов видело в ней только рассказ, в котором «все действие заключается в том, что герои ищут, где им переспать».
При этом в спектакле важен не столько сюжет, сколько его проникновенно - грустная интонация, чему немало способствует и прекрасное музыкальное оформление (музыка Олега Каравайчука, Евгения Крылатова, Нильса Фрама).
А все та же Анжелика Заозерская («Вечерняя Москва») написала, посмотрев премьеру спектакля:
«Первая постановка в театре прозы Битова — бережная, чистая, трепетная. Все настолько деликатно, тактично, нежно. Этакие пастельные тона, акварельные зарисовки, которые свойственны прозе Андрея Битова — прозе русского интеллигента».

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все