Опера композитора Глеба Седельникова по рассказам Андрея Платонова была написана по заказу Театра Бориса Покровского в 1979 году, но постановка тогда не состоялась. Мировая премьера сочинения советского композитора (в постановке Михаила Бычкова) произошла в Воронеже, и не случайно, как не случаен год премьеры — 2017-й. Во-первых, Платонов из этих мест, а во-вторых, описанные события — строительство электростанции в селе — имеют прямое отношение к Октябрьской революции, точке отсчета новой эпохи; спектакль посвящен и столетию исторической даты.
Опера |
16+ |
Михаил Бычков |
1 час 35 минут |
Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны.
Владимир Ленин. Из речи на Московской губернской конференции РКП(б) 21 ноября 1920 г.
В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.
Илья Ильф. Записные книжки
В качестве стилевого оформления спектакля о революционно-электрическом преобразовании мира выбран супрематизм, авангардное направление искусства начала прошлого века, отражающее реальность в простых цветовых и геометрических формах. Каждая из шести картин спектакля (вместе с прологом и эпилогом) начинается с видео движущихся супрематических прямоугольников и кружков. На сцене, в костюмах героев, два цвета, живописно между собой сочетающиеся: серый – цвет тусклого старого и красный – яркий цвет революции. В серых телогрейках – народ, косная масса, жители деревни Рогачёвка. В чём-то красном (куртка, пальто, а то и просто косынка или лента) – энтузиасты-революционеры движители электрофикации. Рогачёвцы молятся о спасении деревни, погибающей от засухи, эта мольба-молитва – одна из главных мелодий оперы. У всех молящихся вместо лиц – однотонные супрематические маски, люди, молящиеся старому богу слепы и безлики. Лицом индивидуализирована лишь старушка, ветхая труженица, скрюченная от годов и трудов.
Энтузиасты предлагают спасение чрез электрофикацию, рогачёвцы робко, неуверенно голосуют за новый электрический подход, за новую жизнь. И все вместе, и красные, и серые строят, делают электрификацию своей жизни. И над сценой возникает символ электричества, согревший и осветивший тёмное пространство бывшего старого мира – лампочка Ильича, она собрана из простых геометрических супрематических форм, из шаров, из воздушных шариков, освещённых жёлтым светом, и помещённых в шаровидный металлический каркас, эта квинтэссенция нового победившего электричества выглядит и как символ-идол новой веры, визуальная образность опирается на музыку, по завершении стройки хор звучит как акафист светлой силе электрификации, как победительная молитва. Эту веру народ будет защищать, будет за неё сражаться и умирать. Образный, лаконичный спектакль вместе с Андреем Платоновым многое объясняет в нашей истории.