Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Новосибирск

Театр в Новосибирске
Хэппи-центр Валерия Стефаниева

О месте
Небольшой по составу театр (в основном составе всего 4 человека, включая самого Стефаниева) большой оригинал в плане постановок. Скучная и банальная драматургия в руках здешних талантов и впрямь обретает свежий, необычный и оригинальный вид, не говоря уже про излюбленные сказки и вариации на эту тему.
+7 952 902 58 88, +7 923 224 95 76
happycenter.ru

Рестораны рядом

Как вам театр?

Отзывы

9
Иван Кудряшов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
31 мая 2017

Несколько слов о Любви, сметающей преграды в пыль

Театр Валерия Стефаниева вновь показывает один из самых ярких и сильных спектаклей. Словно финальный аккорд звучит «Узор любви и пыли».

Пьеса была написана Валерием Стефаниевым по мотивам повести Санъютей Энтё «Пионовый фонарь», в основе ее - красивый трагичный сюжет о любви молодого поэта Хагивары к юной девушке О-Цую. Неслучайно и жанровое определение - лирическая эклектик-драма. Спектакль, несмотря на драматизм и накал страстей вышел легким и даже веселым. И можно согласиться с таким режиссерским взглядом, ведь для того, чтобы показать страдание – ни автору, ни зрителю не обязательно страдать самим. Напротив, часто это только мешает более полно и глубоко воспринимать увиденное. И слово «эклектика» здесь более чем кстати: эклектика – в своем истинном значении есть «избранное, отборное, позволяющее выбирать». Финал спектакля в точности о том же самом: у каждого свой выбор.

А те, кто выбрал прийти на спектакль, могли видеть изумительное сочетание: искренние эмоции, с любовью исполненные роли, лаконичность и выразительность сцен, колорит и изысканность костюмов, оригинальность и действенность «спецэффектов». Живой пример такой действенности: сидящие рядом со мной прямо вздрагивали при появлении Хайдзэамона, да и я, наверное, тоже. Главным действующим лицам, а также актерам просцениума и осветителю, стоит отдать должное – они сумели создать атмосферу при минимуме внешних средств и декораций. Особо хочется отметить заслугу ведущей, представлявшей сцены – благодаря ее обаянию и непринужденности с первых же минут зал настроился на нужную волну. Вообще, на мой вкус, специфическая пустота сцены не только открывает возможности для воображения зрителя, но также с блеском копирует тональность любовного чувства – нет никого и ничего, только Он и Она.

Довершая картину, скажу также о музыке и пластике. Музыкальное сопровождение звучит новаторски (для меня, на большее не претендую) – то отстраненно, наподобие «отчуждающих зонгов» Брехта, то напротив, ошеломляюще эмоционально-многословно в контрапункт той сдержанности, что царит между героями. Во многом именно с музыкой привычные стереотипы восприятия отступают, и начинается подлинное ощущения Действа, Театр во всей его простоте и грандиозности. Для достижения подобного эффекта Валерий Стефаниев не пошел на поводу у темы, а напротив, использовал пестрое разнообразие мелодий и стилей – от классики до «Тигровых лилий». То же самое касается и пластики: в ритуальные и строгие движения врываются мотивы вальса и танго, элементы любовных сплетений и единоборств. Всё вместе рождает необычное ощущение чего-то нового и искреннего, вот-вот возникшего и этим ценного.

Конечно, всегда есть риск – что столь необычный подход кому-то покажется излишним отдалением от традиции или попросту непонятностью. Но рисковать стоит, если веришь зрителю. А он отплатит благодарностью, пониманием и любовью. Ведь именно эти чувства можно было прочесть в блеске восхищения и удивления в глазах публики в тот вечер.

И, честно говоря, каждый в этой пьесе увидел что-то свое; и слезы, и смех – у каждого свои. С другой стороны, история вечная, как мир. И если вы спросите: «о чем эта пьеса?», я не найду в своем лексиконе более точного слова, чем слово «жизнь». Здесь нет частностей и мелочей, тут все по большому счету – это все о Жизни. Обо мне. Ведь в душе я – Хагивара.

Жизнь – это великая Игра, с высокими ставками. Но высшая мудрость этой игры состоит в том, что здесь каждый сам решает – среди выигравших или проигравших он сам. И в этой истории нет проигравших, хотя кажется очевидным противоборство нескольких воль. Главного героя – Хагивару нельзя назвать слабым, сдавшимся или проигравшим. Мужчина никогда не проигрывает женщине. Иначе он по определению не мужчина. Но мужчина - и это бывает часто - может оказаться слабее своих чувств. И тогда единственное что нужно сделать женщине - это сказать: сделай, как ты хочешь...
Настоящее чувство слепо и на своем пути сметет не только внешние преграды, но если нужно – и саму личность, в которой возникло. Эта стихийность и есть жизнь – без гарантий, без оберегов, но с мечтой о Счастье.

Продолжая мысль, можно сказать, что прелесть этой истории в том, что внешний культурный колорит как раз нисколько не мешает пониманию. Ведь та же самая история могла бы разворачиваться и в жарких песках, и вблизи северных фьордов. Единственное, что служит намеком на место, где все происходит – это одежды, позы и жесты, но сама история ничего бы не потеряла и без этого. Любой человек по природе гол, ему холодно в этом мире. Но привыкший мерзнуть, боится обжечься. Так и мы кутаемся в одежды и выстраиваем дистанции друг меж другом. Вместо того, что бы броситься в объятья и согреться.

Квинтэссенцией всего действа можно назвать сцену, когда Хагивара и О-Цую остаются наедине второй раз. В ней очень точно и рельефно видна главная идея – она подчеркивается многократно: и пластикой, и мимикой, и рисунком одежд. Рискуя упустить некоторые моменты, я все же опишу, как мне увиделась эта сцена. Он и Она, утомленные ожиданием, словно воскресают под действием неизвестной силы, и, превозмогая время, пространство и сомнения, тянутся друг к другу навстречу. Время застывает, пронизанный болью и радостью зал напряжен как тетива. Дальше картинка расплывается, глаза застилают слезы, я вижу лишь удивительный золотой узор на красном. Это цвет их душ - опаленных огнем страсти, опыленных золотом любви…

Ведь Любовь – это имя нашей решимости идти до конца, решимости идти туда, куда зовет сердце.

1
0

Подборки Афиши
Все