Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.9

Театр в Москве
Театр им. Бойса

О месте

Как вам театр?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
19 октября 2007

Во Вторую мировую Йозеф Бойс был военным летчиком. Во время одного из налетов он был сбит над Крымом. Старик татарин собрал его по кусочкам, прикладывая к ранам войлок и курдючный жир. Но Бойс еще повоевал — и в войну, и после, когда в ранге лидера европейского авангарда строил объекты, устраивал перформансы, ходил с абитуриентами штурмовать деканат, воевал за чистоту планеты или баллотировался в бундестаг. Один его перформанс назывался «Как объяснить мертвому зайцу современное искусство». Не отвечу за мертвого зайца, но доступности в своем творчестве Бойс достиг изрядной. Одной из первых художественных выставок в моей жизни была как раз выставка Бойса. На табличке под одной из работ было написано: «Холст, масло». Объект при этом представлял собой кусок мешковины с большим жирным пятном в центре. «Ага, — сказала я себе, — современное искусство». Так и оказалось.

В 1986 году Бойса не стало. В тот год исполнилось десять лет Георгу Жено — сыну друзей Бойса, художников, в студии которых тот провел немало времени. «Помню, как он меня вот так качал», — говорит Георг, покачивая рукой. Говорит Георг по-русски, и очень прилично: он учился режиссуре в ГИТИСе, после института стал активистом «Театр.doc», выпустил нашумевший проект «Демократия.doc», спектакль «Заполярная правда», несколько современных европейских пьес. Он и возглавил художественную часть нового театра, он же придумал ему имя и подзаголовок: «Платформа современного искусства». Всякий, кто будет ставить здесь спектакли, будет иметь шанс на ошибку — Жено поклялся не вмешиваться в дела того, кого он позовет на эту сцену. Впрочем, сцены как таковой здесь нет: подмостки и зрительный зал в абсолютно белом зале (первый белый театр в Москве!) каждый режиссер будет строить под себя. Жизнь в театре начнется уже в ноябре, когда в Театр имени Бойса привезут из Берлина спектакль «Пойдем, нас ждет машина!» по пьесе Юрия Клавдиева.

При чем тут, вы скажете, Йозеф Бойс? При том, что Жено и его товарищи намерены делать театр, в котором визуальная сторона вопроса не менее важна, чем режиссура и текст. Поэтому второй человек в худсовете — художник Ксения Перетрухина, вот только что снявшая серию видеопортретов «Сестры Йозефа Бойса». И во-вторых, в этом театре намерены проводить в жизнь идею Бойса о том, что «Жизнь — это искусство, а любой человек — художник». Один из проектов театра так и называется: «Каждый человек — художник». Психолог Арман Бекенов расскажет о шаманах, с которыми он провел лето в казахстанской пустыне. Семнадцатилетняя девушка Диля — о том, каково жить в спальном районе, быть панком, мечтать стать оператором, но работать официанткой. Приедет из Иркутска женщина, продавщица из мясной лавки, где Жено во время гастролей каждый день покупал сосиски. «Ее рассказы о Байкале, — говорит Жено, — интересней любого драматического спектакля». Художник и блистательный оратор Йоханес Штюткин приедет рассказать о самом Бойсе, роли курдючного жира в его творчестве. И о мертвом зайце, это как пить дать.

3
0

Подборки Афиши
Все