Пожилой врач Томаш Берг неожиданно узнает о своей страшной болезни и о том, что ничто не сможет избавить его от мучительной смерти. Он впервые задумывается о смысле жизни.
Драма |
16+ |
Кшиштоф Занусси |
8 сентября 2000 |
1 час 45 минут |
Сюжет:
Врач, работающий на съемках фильма о святом Бернарде, задает ксендзу-консультанту вопрос: Как святой Бернард обратил преступника? Ксендз приглашает его в монастырь. Оказывается, что доктор Берк(Запасевич) болен раком и пытается найти метафизическое обоснование смерти. Берк хотел отправиться в кругосветное путешествие, но для этого слишком поздно, болезнь быстро прогрессирует. Тогда Берк помогает одному из пациентов безболезненно уйти из жизни, оставляет квартиру знакомому студенту-медику и завещает свое тело медицинскому институту.
Детали:
Гран-при Московского Кинофестиваля``2000, "Золотой лев" польского кинофестиваля в Гдыне``2000.
Что случится с человеком, поставь его перед известием о его же смерти как перед фактом? Через страшное испытание проводит Кшиштоф Занусси героя своего фильма "Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" (2000).
Томаш Берг по профессии врач-онколог. В свои 50 с небольшим он одинок, у него нет детей, а единственное близкое ему существо - папоротник на балконе квартиры, да и то наполовину увядший. После долгих лет работы, за которые герою пришлось пересмотреть столько человеческих страданий и смертей, ценить жизнь по-настоящему он просто-напросто разучился. Стал воспринимать не иначе как смертельную болезнь - постепенный и естественный процесс отмирания плоти. Трагическое и очищающее крушение мифа, созданного героем, начнется лишь когда он узнает, что сам болен раком и что болезнь его необратима. С Божьей помощью врачу придется исцелить себя самому - не телесно, а духовно.
История доктора Берга начинается со съемок картины о жизни Бернара Клервосского. Образ "последнего отца церкви", десять веков назад нарекшего любовь к Богу высшим смыслом земного бытия, Занусси делает квинтэссенцией всего фильма. Вместе со святым Бернаром приходит идея смирения и бесконечности жизни, которую и предстоит постичь герою. В фильме режиссеру мастерски удалось соединить две сюжетные линии. Совершенно неважно, что развиваются они на разных языках и разделены пропастью времени. Путь искупления, по которому святой Бернар проведет беднягу, приговоренного к смерти, повторит и доктор Берг.
Вопросы, которые в самом начале этого пути ставит перед собой герой, направлены прямиком на границу раздела жизни и смерти. "Вы в самом деле считаете, что этот мир стоит спасать", - спрашивает он своего духовного наставника ксендза Марка. Рожденный природой и ей же обреченный на неминуемую гибель, Берг не может понять, чем так прогневил Бога и за что должен теперь страдать. В любую минуту он может покончить с собой, просто впустив в вены "топливо для межпланетного полета". Благодаря только чуду, которе случилось с героем так внезапно, он не не отважился самостоятельно распорядиться своей жизнью.
То, что смерть по силе может превзойти только любовь - божественный дар, который помогает людям возрождаться и продолжать себя в своих детях, - было сказано в Песне песней. Даже если жизнь - это и смертельная болезнь, - показывает Занусси - в сво ем начале она все равно прекрасна. То, каким будет её завершение, зависит только от самого человека. Смерть - не та, которую он будет отрицать до последнего вдоха, а та, которую смиренно примет и сложит на алтарь новой жизни, - и есть дар Божий.
К этому в финале и приводит своего героя режиссер. "Начинайте любить друг друга, пока есть время". Так Берг благословляет молодых людей, которые оказываются рядом с ним в последние минуты его земного пребывания, провозглашая победу жизни над холодом смерти.