Режиссёр Константин Худяков - ещё одно белое пятно в нашем кино. Только два его фильма говорят о том, что режиссёр этот - большой. Первый - "С вечера до полудня", второй - "Успех".
"Успех" - в первую очередь прекрасная картина о театре. Картина искренняя и откровенная - о театральной кухне, о том, как всё сложно и противоречиво. О пробах и репетициях, которые чаще всего скрыты от зрителя. Ради искусства можно и приврать, и унизиться, и унизить. Можно ли?
Во вторую очередь это фильм о человеке - которому тяжело, которому ставят палки в колёса, которому важен успех, но в конце концов одного успеха мало. Открытый финал говорит о невозможности однозначного выхода из конфликта "правда или успех". Каждый выбирает для себя. И очень хочется верить, что режиссёр вернётся.
Замечательные роли у Филатова, Фрейндлих, Дурова и Збруева. Каждый лепит образ, который легко узнать в окружающих нас людях. Кто приспособился, кто бездарен, но тянет волынку, кто талантлив, но самолюбив и горд. И среди них - один, кто потревожил, задел. Это признание. Оно лучше успеха.
Столичный режиссер (Л.Филатов) приехал в провинциальный театр для того, чтобы поставить "Чайку". Классическая пьеса, кто только не ставил ее? И что нового можно здесь сказать?
Поначалу никто из актеров не принимает прочтения пьесы новым режиссером. Прима театра (А.Фрейндлих) в штыки приняла новую трактовку классики и наотрез отказалась играть, понимая, что без ее согласия спектакля не будет. Всем известно, что актер-профессия зависимая. В этом же фильме я впервые поняла, какие муки принимает на себя режиссер прежде, чем мы увидим то, что вызовет наш восторг. Но, главное, я никогда не думала. что прочувствовать игру актеров можно, глядя просто в глаза режиссера, который во время премьеры сидит в фойе театра...И эти же глаза, в которые с надеждой и мольбой смотрели актеры, провожая заезжего режиссера, понимая. что играть по-другому они уже не смогут.
Филатов - нерв этого фильма. Вечно недовольный, ищущий, беспокойный, хитрый. Эгоистичный и добивающийся своей цели. Талантливый, бесспорно. Фильм о режиссере, который вяжет веники из актеров.))
И, кстати, неплохая роль у Удовиченко. Может даже лучшее, из того, что она играла. Небольшая, но хорошая.
Интересно, случайно ли совпало, что героиня Фрейндлих - Зинаида Николаевна. Совпадение имени отчества с Юсуповой. Здесь она тоже - прима, княгиня в своем театре. От нее зависит - быть постановке или не быть.
Такие вещи смотришь нечасто, конечно. Я видела его очень давно. Сейчас вот пересмотрела. Не могу сказать, что герой Филатова неправ в своей позиции по отбору актеров. Это его право как режиссера. Другое дело, что работа, так связанная с людьми, никогда не будет справедливой или мягкой по отношению к кому бы то ни было.
Хотя о самом Филатове, как о режиссере, говорили именно так - мягкий и вкрадчивый. По крайней мере из того, что говорят сейчас о нем.