Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Свои

Россия, 2004Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Дмитрия Месхиева

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
3 ноября 2004

1941 год. Снайпер Митька (Евланов), безымянный офицер-чекист (Гармаш) и политрук Лившиц (Хабенский) бредут, чавкая сапогами, по украинским полям в цепочке военнопленных. Вскоре они сиганут в лес, а потом проберутся в оккупированную деревеньку Блины, где живет отец снайпера Митьки. Отец (Ступка), грузный, основательный и неуловимо опасный старик, как выяснится, сотрудничает с немцами и, более того, назначен ими деревенским старостой. К советской власти, когда-то его раскулачившей и сославшей в Сибирь, никакой симпатии не испытывает. Сына, конечно, не сдаст, а вот еврея и чекиста может запросто. Большую часть фильма Гармаш (бритый, с гитлеровскими усиками и блатными ухватками) и Хабенский (огненно-рыжий, оправдывающий национальность интеллигентностью, которая выражается в желании почитать какую-нибудь книгу) проведут, схоронившись в сарае. Подсматривая за местными бабами, остервенело кашляя и гадая, то ли сдаст их проклятый старик, то ли поможет, то ли шлепнуть его и сына в придачу, то ли не стоит, кто свой, кто чужой и до каких пор.

«Свои», увенчанные главным призом ММКФ, удостоившиеся широко разрекламированной похвалы Алана Паркера и назначенные, по сути, главным российским фильмом-2004, резко меняют положение 40-летнего Месхиева во внутренней номенклатуре. Из «молодого» он становится «маститым», из в хорошем смысле выскочки — признанным авторитетом. И это немного настораживает. «Свои» — качественная мейнстримная картина. С потрясающим Ступкой. С изысканно выцветшей картинкой. С внятной и достойной антиидеологией — это фильм про то, что граница свой-чужой пролегает не по линии фронта. И тем не менее: в первую очередь «Свои» — «папино кино». Это общий знаменатель месхиевского кинематографа. И именно это, конечно, подкупило Никиту Михалкова, а не дочка его во второстепенной роли и даже не оммаж его раннему творчеству в виде немецкого мотоцикла, в рапиде пускаемого под откос.

«Свои» — и по этическим, и по эстетическим статям — выдох советской либеральной интеллигенции. Недаром сценаристом тут — Валентин Черных, который когда-то писал слегка вольнодумные и одомашненно-голливудские истории вроде «Москва слезам не верит», а с приходом новых порядков отметился дилогией «Любить по-русски», а также картинами «Сын за отца…» и «Рейнджер из атомной зоны». Это кино аккуратное. Умеренно смелое. Умеренно острое — но самые острые углы в итоге обходящее (общий гуманизм поскольку выше спорных исторических вопросов). Хорошее такое кино. Свое. На четыре с плюсом. Для фестиваля, допустим, в Карловых Варах или вот для ММКФ — самое то.

И все бы ничего, но если лучшее, что есть в российском кино-2004, — шестидесятнические ценности и шестидесятническое качество, это беда.

3
0

Отзывы

7
Pelmeneyv
10 отзывов, 12 оценок, рейтинг 9
1 сентября 2009

Фильм хороший, снят с претензией на психологизм, хотя логика поступков героев не всегда ясна и совсем не бесспорна.
Прежде всего поведение старика-старосты, неоднократно ставящего под угрозу жизнь семьи и деревни, позволяющего убивать односельчан, во имя спасения беглых пленных, которых, учитывая его отношения с Советской властью, он мог неоднократно тихо погубить или прогнать.
Зато присутствует немало разухабистого экшна: комиссар режет врагов опасной бритвой, снайпер колет ножом для забоя свиней, а старик-коллаборационист под конец вообще лихо втягивается в подполье, устраивая теракты и уходя партизанить вместе с бывшими согражданами. Что за это немцы делают с его деревней, а полицаи - с заложниками, скромно умалчивается. Старик, по сути - главный персонаж, обуславливающий своими действиями развитие сюжета, в итоге оказывается однозначно положительным героем, что разочаровывает. В этом отношении многие советские фильмы 60х-80х годов с военной тематикой (например "Государственная граница", "Тени исчезают в полдень") могут служить примером для подражания: односторонность присуща в них только главным идеологически-помеченным героям и антигероям (герой коммунист - главный фашист). Прочие персонажи часто представлены там земными, мятущимися, трагическими личностями.
При этом фильм, разумеется, реалистичней и глубже, чем современные военные сериалы. Сюжет захватывает и держит в напряжении до конца. Отдельные темы для обсуждения - проявления деревенского эротизма и операторская работа с цветом.
Хочется отметить игру почти всех актеров - образы удались. Особенно хорош Ступка-староста и сестры-банщицы. Гармаш тоже отыграл прекрасно, но образ расколот на 2 слишком разные части - трусливого чиновника и яростного силовика, которые мне почему-то так и не удалось слепить в одну.
В любом случае советую смотреть.

1
0
?
Ольга
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
17 ноября 2004

Потрясение, испытанное накануне от просмотра фильма "Свои", не проходит до сих пор.
Очень сильная картина, с душераздирающим саундтреком, сильной актерской игрой и операторской работой.
Война, в той ее грани, котороую нам не показывали, или даже тщательно скрывали.
Инстинкт самосохранения, обнаженный войной до предела, чувства, накаленные добела... В общем, фильм, который, как мне кажется, нужно посмотреть всем, во-первых, потому что это просто наша история, это наши бабушки и деды, и, во-вторых, потому что это фильм, который обостряет чувство жизни, рождая невероятные по силе эмоции и переживания.

2
1
5
сергей коновалов
1021 отзыв, 1320 оценок, рейтинг 669
13 мая 2017
Не лучший фильм о войне

История скрывающихся на чердаке у кулака трёх бежавших из плена красноармейцев - это скорее о человеческих отношениях, а не о войне. Сюжет не бодр, финал размыт - на этом фоне даже неплохие актёрские работы смотрятся невыигрышно. Так что если хочется посмотреть какое-нибудь хорошее кино о ВОВ - лучше не тратить своё время в компании с этим фильмом.

0
0
5
Рома Левентов
164 отзыва, 496 оценок, рейтинг 56
11 октября 2014

Потенциально хорошую драму опохабили сценами кровожадных убийств и необъяснимой страстью почти всех персонажей к двум далеко не худым бабам. Актерам тоже особо не верится.

3 из 5

0
0
9
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 199
15 января 2014

Это военная драма 1941-45-го годов. Август 1941 года. Неожиданно ворвавшись в одну из деревень Псковской области, немцы захватывают много пленных, в их числе политрук Лившиц, чекист Анатолий и молодой снайпер Дмитрий Блинов.
Лившица шантажирует один из пленных: забирает паек, под угрозой раскрытия должности и национальности (комиссар и еврей), — Анатолий расправляется с шантажистом, перерезав ему горло опасной бритвой.
Недалеко от места прохождения колонны военнопленных находится родная деревня Блинова; узнав об этом, Лившиц и Анатолий решаются вместе с ним на побег. Но деревня Блинова давно занята немцами, и отец Дмитрия, Иван Блинов, оказывается местным старостой. Он утверждает, что старостой согласился стать исключительно по просьбам односельчан, прячет беглецов в сарае, однако не внушает им доверия; тем более что родственник Ивана убеждает его сдать беглецов, которых уже разыскивают, в противном случае и укрывателям грозит расстрел.
Любая война - это ужасно. В этом фильме показывается даже как танк переезжает голову человеку. И это ещё не самое страшное. Пожалуйста, люди! Давайте жалеть друг друга! Ну невозможно на это смотреть. Зачем терпеть такую ненависть? Давайте дружить. К примеру, давайте красные и белые помирятся. Что плохого в красных? Зачем им отрывать бошку? Сейчас люди мрут, как мухи. Живут в ночлежках, бомжатниках. Давайте спасать нашу землю от атомной войны. Хнык-хнык.

0
0

Подборки Афиши
Все