Англичанка Филиппа (Бланшетт), учительница, оставшаяся после смерти мужа в его родном Турине, идет в деловой центр и подбрасывает бомбу в офис известного доктора. Ночью ее арестовывают; Филиппа саботирует допрос. «Как вы, — бросает она карабинерам, — саботировали мои звонки, когда я предъявляла доказательства того, что основное занятие доктора — торговля наркотиками — стало причиной смерти многих людей, в том числе моего мужа и моих учеников». — «А известно ли вам, синьора, что бомба, оставленная вами в офисе доктора, случайным образом оказалась вынесенной уборщицей в лифт, где и разорвалась, убив женщину, двоих детей и их отца?»
Получив после смерти Кесьлевского в наследство его сценарий, открывавший очередную трилогию «Рай — Чистилище — Ад», немецкий режиссер Тыквер («Беги, Лола, беги») подчеркнул, что действие происходит в Италии, и это решение подарило философской абстракции плоть и кровь. Резкая, неостановимая, стремительная Филиппа посреди дизайнерско-индустриального Турина — типичная героиня итальянского политического детектива 1970-х, когда красные бригады казнили премьер-министра Альдо Моро. Но Италия давно не та; все деньги поделены, а идейный вдохновитель красных бригад Антонио Негри пишет под домашним арестом книги о вреде марксизма и пользе глобализации. Женщина, полагавшая, что «признание комиссара полиции прокурору республики» откроет истину, а «следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» закончится ее торжеством, вылетает со своим правдоискательством в пространство философской притчи. Эту, вторую, часть картины Тыквер едет снимать в деревенскую Тоскану. Среди буколических виноградников и перспектив, словно снятых с картин да Винчи, разыграется божественная аллегория на тему обретенного рая. Здесь, под лубочным солнышком, греющим молочные реки и кисельные берега Тосканы, у истории Филиппы только и есть продолжение. На территории сказки, последней инстанции, где добру еще велено побеждать.
Фильм слишком тонкий и гениальный, чтобы быть ширпотребом. Ни тебе дешёвых случек между главными героями, ни пустых бородатых фраз Голивуд-хэнд-мейд, минимализм, удачный подбор персонажей. Любовь какая она может быть.
Хороший фильм, но есть пару но...
Фильм затянут, некоторые эпизоды можно было бы вырезать.
И Бланшетт не на столь красивая женщина, чтоб можно было в нее влюбиться. Хотя никто другой не справился бы с ролью, да даже и не согласился бы побриться налысо
Всё-таки Бланшетт наплевать мне кажется на свой вид, совсем не боиться страшно выглядеть на экране, вспомнить хотя бы ее роль в "Вавилоне" еще. У Рибизи первая достойная его типа внешности роль, здесь он очень здорово походит.
Плюс удачный финал.
P.S. Всё-таки Том Тыквер - это режиссёр фильмы которого нельзя пропускать. И плюс великий Кшиштоф Кесьлёвский.
Метафора, повисшая в воздухе
На первый взгляд в этой молчаливой и величественной кинопритче есть все, что нужно: возвышенность помыслов, чистота и единство душ, масштабность внешнего мира, и, конечно, истинная любовь. И все было бы прекрасно, если бы не имя Кшиштофа Кесьлевского, упомянутое в самом начале как имя одного из авторов сценария. А сценарий, действительно, очень в духе Кесьлевского:
Молодая учительница по имени Филиппа, убитая несправедливой кончиной мужа берет правосудие в свои руки, однако, благодаря досадной случайности, погибают невинные люди (мужчина и двое детей), что оказывается для Филиппы потрясением. Кто бы мог подумать, что именно в таком шоковом состоянии героиня встретит свою любовь, юного карабинера по имени Филипп, напоминающего одновременно преданного щенка и доброго ангела, посланного на землю, чтобы помочь Филиппе завершить намеченное дело, а после, проводить ее в мир иной. Здесь будет все: и побег из тюрьмы, и месть, и обличение органов правосудия, и внутреннее очищение, промелькнет даже истинная дружба и всепрощающая родительская любовь, но для тех, кто взялся за просмотр фильма в связи с именем Кшиштофа Кесьлевского, все это померкнет во тьме и даже «человечный» сценарий не спасет ситуацию. Дело в том, что в этой масштабной постановке, с обильными панорамными видами, напряженным саундтреком, многозначительным молчанием, и стремлением к возвышенности, почти полностью отсутствует загадка, присущая Кесьлевскому. И мне кажется, виной тому иной метод подачи информации. Кесьлевский всегда шел от частного к общему, зритель усваивал его идеи через обыденные предметы, показанные по новому. Тыквер же абстрагируется от частного, что создает эффект искусственности. Например, ряд грубоватых совпадений, связанных с именами, датами первого причастия и т. д. героев, не могут не оставить ощущение неестественности. В качестве сравнения напрашивается «Двойная жизнь Вероники» Кесьлевского, в которой даже идентичная внешность двух главных героинь не производила такой прямолинейный эффект. Наряду со всем этим, мотив неизбежности судьбы, с которым так любил заигрывать Кесьлевский, у Тыквера достиг своего апофеоза, что, к сожалению, вызывает еще больший диссонанс в сочетании с монументальной молчаливостью фильма в целом.
Сценарий картины бесспорно красив. Прекрасна идея духовного единения двух людей (а навязчивые мысли связанные с тем что Филипп и Филиппа на самом деле один человек и вместе с тем понимание того, что они разные — едва ли не самое прекрасное). Хороша и закольцованность картины, и типажи актеров, которые, как уже было отмечено, чем-то похожи друг на друга. Но притупляет эту красоту эффект так и не сложившегося пазла, метафоры, повисшей в воздухе в виде вертолета (не самое ли простое объяснение финалу?). Садясь за просмотр не ожидайте, что поймете картину и ее необычную концовку (наказание может вынести лишь высший суд? Рай как свобода от условностей? Любовь, которой нет места на этой земле? Благополучное завершение «черного дела» в нашем испорченном мире?), вы не сможете понять даже в каком месте начался рай, и есть ли он вообще.
На мой взгляд, весь фильм напоминает подготовку к переходу в иной мир, подготовку к раю, что тоже могло бы получится весьма интересно, если бы в картине было чуть больше Тыквера, чуть меньше стремления отдать дань Кесьлевскому. Тогда простор и живописная масштабность окружающего мира раскрылись бы иначе, напомнив взгляд сверху, из рая. Идея жертвенности и мести заиграли бы новыми красками. И насилие, порождающее насилие (один из смыслов, который стоило бы развить как следует, потому что на нем построен весь фильм) после окончания картины, перевернул бы в головах зрителей устройство царства земного и небесного, хоть и в рамках лишь этой истории.
Не верится, что эта не по-итальянски медленно разворачивающаяся любовно-детективная история с ноткой экзистенциальной драмы поставлена режиссёром динамичной "Беги Лола, беги". Не контролирующий мочеиспускание потомственный карабинер влюбляется в принципиальную училку английского, ставшую по неволе террористкой. Побег, прятки, осознание безысходности приводят героев к вертолёту. Однако вопрос: "Как высоко можно улететь на вертолёте?" так и остаётся открытым. В школьных сочинениях нам на такое писали: "тeма не раскрыта".