Режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано всегда снимают в тандеме. В первую очередь они известны как авторы зрительского хита «1+1».Затем они сняли «Праздничный переполох», также имевший зрительский успех. Новая комедия — не совсем на обычную тему. Это истории про Бруно и Малика (Венсан Кассель и Реда Катеб), которые уже 20 лет работают с детьми и подростками с аутизмом. Они ответственны за две некоммерческие организации, где обучают молодых волонтеров из неблагополучных районов заниматься самыми тяжелыми случаями, от которых отказались все остальные. Именно такие люди являются настоящими супергероями.
Комедия |
12+ |
23 октября 2019 |
16 января 2020 |
1 час 54 минуты |
Делай добро и бросай его в воду
Брюно (Венсан Кассель) — ортодоксальный еврей средних лет, не выпускающий из рук мобильный телефон. Его буквально разрывают на части звонки по работе: кто‑то из пациентов сбежал, кто‑то дернул стоп-кран в метро, кто‑то весь день бьется головой о стенку. Дело в том, что Брюно занят благим делом — помощью людям с расстройством аутистического спектра. Причем берется он за самые тяжелые случаи, заботясь о тех, от кого отказались медицинские и прочие учреждения. Помогает ему в этом деле Малик (Реда Катеб), правоверный мусульманин, у которого жена и трое детей.
Сейчас им предстоит устроить жизнь Валентена — хрупкого подростка в шлеме, мать которого попала в больницу, а отца и след простыл. Велентен носит шлем, потому что постоянно наносит себе увечья, он агрессивен, но не по природе своей, а от страха и от того, что провел многие годы в изоляции. Ситуация усложняется, когда к Брюно и Малику приходит государственная проверка: ведь обе их организации работают без лицензии, а значит, их легко могут закрыть.
В 2015 году Накаш и Толедано, которые всегда работают вместе, выпустили 26-минутный документальный фильм «Мы должны снять фильм об этом», в котором речь шла о работе Стефана Бенама и Дауда Тату, реальных прототипов Брюно и Дюмона, чьи ассоциации интегрируют в жизнь молодых людей с аутизмом — в основном из малообеспеченных или неблагополучных семей. Короткометражка легла в основу «Особенных», закрывавших в этом году Каннский кинофестиваль. После мегахита «1+1» и искрометного «Праздничного переполоха» пара режиссеров ударилась, казалось бы, в совсем беспросветную социальную тему, однако, как и все их картины до этого, фильм получился легким, трогательным и даже комедийным.
Что комичного находят Накаш и Толедано в жизни аутистов? Довольно прямолинейно они сравнивают пациентов с обычной молодежью, работающей волонтерами. Получается по-отечески неблаговидный портрет нынешних ленивых подростков, которые врут, не отрываются от телефонов, пишут с ошибками, и чей словарный запас очень небогат. Так, один герой, темнокожий волонтер по имени Дилан, который закреплен как раз за «сложным» Валентеном, постоянно лажает: опаздывает, не находит общего языка с подопечным, уходит курить, оставляя Валентена одного. Но эта линия, конечно же, мягко прорабатывается режиссерами в плане перерождения Дилана в процессе работы. Парень, который до этого был пустым местом, находит себе цель в жизни через помощь больным детям. Звучит, конечно, немного пафосно, но такая подача — классика для жанра фильмов об аутичных людях, начиная с «Человека дождя».
Трагикомизм ситуации также в том, что одинокий Брюно так занят на работе, что это буквально мешает ему устроить личную жизнь. Его помощница организует для него бесконечные шиддуки (еврейские слепые свидания) со своими приятельницами, но с каждого такого свидания Брюно сбегает по первому рабочему телефонному звонку.
Накаш и Толедано, конечно же, не могли снять правдивый фильм, не привлекая в актеры настоящих аутистов. Один из них — Бенжамен Лесьер, талантливо изобразивший Жозефа, того самого парня, который постоянно в метро нажимает стоп-кран. По сюжету Жозеф не может доехать до нужной станции, но Брюно его утешает: «Мы близко». Валентена же сыграл обычный подросток, у которого в реальности есть брат с аутизмом — он передал на этот опыт.
Сочетание профессиональных и непрофессиональных актеров делает «Особенных» близким к документальному жанру. По мощному заряду гуманизма фильм можно поставить в один ряд с «Мальчиком с велосипедом» братьев Дарденн (в «Особенных» используется тоже ручная трясущаяся камера). И даже если посетителям мультиплексов иногда трудно заставить себя осознанно пойти на картину об аутизме, Накаш и Толедано сделали все, что в их силах, чтобы приблизить эту тему к зрителю. Мы близко.