Документальный |
0+ |
Евгений Митта |
31 декабря 2008 |
2 часа 17 минут |
Говорит и показывает Кулик — показывает то, о чем большинство знает с чужих слов: вот голый Кулик прыгает на капот «жигулей» на Малой Якиманке, вот он же, опять голый, бросается на прохожих перед Кунстхаузом в Цюрихе, кусает за ногу арт-критика в Стокгольме, спит на коврике в нью-йоркской галерее. Но по большей части все-таки говорит.
Документальный фильм об Олеге Кулике построен на гениальном кинематографическом приеме — нужно поставить перед Куликом камеру и нажать на кнопку Rec. Даже если бы Кулик рассказывал о посадке кукурузы или структуре бензольных колец — было бы не оторваться; энергия такая, что искры летят, — тем более речь все-таки не о бензольных кольцах, а о человеке-собаке. Собственно, единственная претензия к фильму — что собакой все и заканчивается; куликовские 2000-е с восковой теннисисткой, поездками в Гоби и выставкой «Верю» остаются за кадром (что оставляет возможность для сиквела!). Но про 1990-е становится многое понятно, даже не про 90-е в творчестве Кулика — хотя ни один критик не мог бы так внятно объяснить, что означают эти прыжки и укусы, — а про 90-е вообще, брутальное и нежное время, когда только и мог возникнуть художник Кулик. Самое захватывающее здесь — смотреть, как тихий провинциальный юноша в считаные дни превращается в большого и ни на что не похожего художника; кажется, что это происходит помимо его воли, что его несет какая-то невидимая волна.
Что касается истории времени: режиссер и галерист Евгений Митта с коллегами делают еще девять фильмов о художниках 1980–1990-х, и это очень правильно — бурная прекрасная эпоха, которая вроде как была еще вчера, осталась до обидного незадокументированной, неотснятой. Ну и то, что фильм про Кулика показывают в кинотеатрах, тоже верно; по справедливости, нужно бы еще в прайм-тайм по Первому каналу и в институтах в качестве учебного пособия — но и это со временем случится наверняка.
Кулик это кусочки паззла в моем молодом мозгу. мне 23. и в этом мое огромное несчастье. мы - дети безвременья.
мы уже не слушали Цоя и уже не видели перфомансы Кулика.
кусочки паззла из статей - каких-то блог-анонсов - зарисовок в модных журналах - чьих-то рецензиях на открытиях шоу-румов....
маленькие кусочки не дающее главного.
я вижу его везде и никогда не запоминаю его имя. я запоминаю его искусство. толи кУлик толи кулИк
толи фотограф толи художник
из последнего: "девочка в болоте" в Русском музее в 2008 году.
а до этого: курицы и Лев Толстой, его перешитая теннисистка и конечно человек-собака.
а теперь про кино: конечно самого Кулика надо смотреть. и слушать. так как тут он говорит. проповедует прямо как Христос(: при этом оставаясь невероятно светлым и позитивным человеком. именно человеком, а не собакой(: радует что искусство делают умные. и по-умному же над собой стебутся.
кухня перфоманса изнутри. теперь мы знаем как Олега чуть не сожгли. и как на самом деле эпатаж не хочу умирать (пускай даже и красиво) и как все это было трудно и легко в 90ые там в Цюрихе и в Москве.
честность подкупает. тут как ни крути.
Посмотрел в гордом одиночестве на последнем его кинопоказе в "Эльдаре". Человек-собака, чьи громкие перфомансы прошли, пока я учился в средней школе. Олег Кулик, с бородой и косичкой, рассказывает о деревенском прошлом, о собачьих подвигах и об укусах и экскрементах. Не зря именно с этого арт-персонажа начинается "Антология современного искусства" Митты. Очевидно, что именно он в лучшей степени показывате характер русского актуального художника 90-х гг. Другое дело, как к этому всему "безобразию" относится. Мне лично кажется, что в акциях Кулика больше позы, даже позиции, нежели смысла. А вот потом, когда это все выстрелило, "легенды о собаке" обросли мясом и кровью невинно покусанных. Зато биение жизни, беспорядочной, кровожадной чувствуется очень сильно. Это не для мозга, это для обнаженного восприятия.
А ведь "Кулик" - это еще и стекло, и куратор, и зоологофил. И много всего другого. Но будучи в плену однажды гиперуспешного образа, вынужден без конца травить одни и те же байки. Прочитав их в "Скотомизации", видеть визуальное воплощение безусловно интересно, но новизна, скандал теряются. Дважды рассказанный анекдот теряет остроту, но записывается в книжку. История motherf*ck.
Вопреки ожиданиям, фильм смотрится на одном дыхании. Познавательно, но не занудно. Кулик красавчег :-) Без этого фильма понять, к чему все его шокирующие выходки сложно. Обязательно пойду на следующий фильм из этой серии.
Интереснейший проект, надо думать, получится. Замечательно, когда есть возможность услышать авторские разъяснения, историю замысла той или иной работы, воспоминания о том, как проходила инсталяция.
Олег Кулик - человек-скандал, получивший мировую известность благодаря перфомансу "Mad gog", в ходе которого(ых) он изображал собаку. Собственно, 90% фильма посвящены этому образу - как придумал, как воплотил в первый раз, какая была реакция, как второй раз стал собакой, третий и так далее... Кулик с большой гордостью, взахлеб рассказывает все подробности, смакуя детали - где пописал и покакал, кого укусил, как с ним обращались в швейцарской полиции. Фильм настолько насыщен байками, что скорее дает возможность понять художника, как человека, чем его роль в современном искусстве. Впрочем, и это не мало. Между байками Кулик произносит много интересных мыслей о устройстве общества, человеке, художнике..
"Голый художник - символ искренности". "Хотите знать, как устроено общество? Пойдите в зоопарк в его городе". "Мы привыкли, что вокруг все люди-функции: писатель, режиссер, старик.. а тут перед тобой просто - Человек"...
Я бы не сказала, что Олег Кулик для меня - привлекательная личность. Если художник добивается всеми силами неприятия к себе, и считает это главным результатом - чем больше вызвал негодования, тем больше вскрыл проблем - и рассказывает так кичливо о том, какой шорох он навел, покусав галериста, все-таки у него несколько перевернутая система ценностей в голове. Я неплохо отношусь к провокациям. Но провокация не должна перерастать в оскорбление, потому что оскорбление разрушительно. А искусство - это всегда созидание.
И, конечно, недосказанно в фильме много. Мельком показали множество интересных работ - коллажей, скульптур, картин, и ни слова про них не было. Жаль. Собака-собакой, но она уже быльем поросла, как и сам Кулик, обзаведшийся седой бородой и косичкой.