Весть о войне с Германией резко меняет жизнь обитателей захолустного городка — сапожника Кадкина, его сыновей Николая (Боголюбов) и Сеньки (Крючков) и их соседки Маньки (Кузьмина), которая влюбляется в пленного немца. По одноименной повести Константина Финна.
Драма |
0+ |
Борис Барнет |
24 марта 1933 |
25 марта 1933 |
1 час 39 минут |
Весть о войне с Германией резко меняет жизнь обитателей захолустного городка — сапожника Кадкина, его сыновей Николая (Боголюбов) и Сеньки (Крючков) и их соседки Маньки (Кузьмина), которая влюбляется в пленного немца.
По сюжету и антуражу «Окраина» легко вписывается в канон революционного агитфильма. Здесь обыватели подвержены националистической горячке, зато пролетарии и те, кто к ним тяготеет, осознают порочность империалистической войны. Здесь пленный немец, на гражданке — сапожник, находит не только любовь, но и работу: сапожник сапожника видит издалека, трудовые люди образуют стихийный интернационал. Но, во-первых, Барнет полностью чужд советского пафоса. Его герои — в отличие от героев Эйзенштейна или Пудовкина — живые люди, а не символы в театре Истории. Во-вторых, «Окраина» снята в 1933 году — когда в Германии пришел к власти Гитлер, а в России уже окончательно укрепился Сталин. Всего лишь спустя десять лет в советских военных фильмах будет всерьез дискутироваться вопрос «Люди ли немцы?». А пока немцы братаются с русскими на фронтах Первой мировой, Барнет снимает человеческую трагикомедию с теплотой и благородством — именно они и обеспечивают ему почетное место в истории кино, отнюдь не только советского.