Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Не тот человек

The Wrong Man, США, 1956
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Альфреда Хичкока

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
1 мая 2002

Кристофера Баллестро (Фонда), примерного семьянина, контрабасиста из гламурного Stork Club, хватают полицейские, таскают по каким-то лавчонкам и задают ограбленным хозяевам вопрос: тот ли это человек. Все подтверждают: тот, тот. Разобраться в происходящем тем труднее, что сам главный герой ничего не может понять.

В прологе Альфред Хичкок предупреждал зрителей: "Этот фильм не похож ни на один другой мой фильм. Никакого саспенса. Ничего, кроме правды". Он не кокетничал: "Не тот человек" остается его самым прозрачным и загадочным фильмом, кинематографическим НЛО, который при появлении не понравился ни критикам, ни зрителям, ни самому режиссеру. Опозоренный Баллестро обречен гнить в тюрьме, вертятся маховики правосудия, жена медленно, но верно сходит с ума. Сугубый реализм быта, словно глумясь над зрителем, оттеняет непостижимость случившегося. Католик Хичкок, как правило, шифровавший свою метафизику, впервые высказался здесь с невиданными откровенностью и наивностью. Настоящий сюжет фильма - не заимствованный из Life криминальный курьез, а драма мистических двойников, воплощающих разные стороны человеческой души, искупление чужой вины и, в конечном счете, чудо. Когда отчаявшийся герой будет шептать в камере молитвы, сквозь его лицо проступят черты "того" человека, идущего на свое последнее дело. А бедняга Баллестро, ненароком угодивший в разложенный рассеянным Богом пасьянс, так ничего и не поймет.

3
0

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
12 марта 2012

Довольно мрачная и пугающая история о том, как можно попасть в пренеприятнейшую историю просто так, ничего не делая, будучи, к примеру, бедным контрабасистом Мэнни Балестреро (Генри Фонда), женатым на милой женщине Роуз (Вера Майлз), отцом двух детей виноватом лишь в том, что живет не по средствам, поэтому вынужден легко занимать и тяжело возвращать долги. Так, придя однажды в банк, чтобы заложить страховку собственной жены, он подпадает под подозрение местных работниц, которые узнают в нем грабителя, недавно ограбившего их. Полиция решает все проверить и во время одной из процедур Мэнни глупо ошибается, что окончательно превращает его из подозреваемого в обвиняемого. Нанятый адвокат советует обеспечить себе алиби, но все те люди, которые отдыхали с семьей Балестреро – умерли. Узнав об этом, Роуз сходит с ума и отправляется лечиться в психиатрическую клинику. Мэнни же оказывается в тяжелейшей ситуации, единственным выходом из которой может стать только чудо.

Столь сухо, почти документально и декларативно Хичкок никогда не снимал. А столь серьезно и тревожно – со времен «Я исповедуюсь». Дело в том, что режиссер всегда славился своим нюхом на пристрастия зрителей и если фильмы нуар, а также детективы с элементом юмора ему уже были не по душе, то у Хичкока было что им предложить взамен – в Америке зародилась любовь к фильмам, героями которых были простые люди, а сделаны эти фильмы были в нарочитом реализме. Автор был наготове.

С другой стороны нельзя обвинить Хичкока в заигрывании с публикой. Нет, конечно, снимая черно-белый, пугающий фильм, в недорогих, бытовых декорациях, он понимал, что коммерческий потенциал у фильма гораздо менее низок, чем многое, что он делал в те годы, однако это его от замысла, тревожившего его долгие годы, не остановило и фильм, наиболее точно показывающий то, почему и чего боится сам автор, когда дело доходит до представителей полиции, вышел на экраны, хотя особого риска в этом тоже не было – поставленный по реальным событиям фильм, сначала сваливается в середине фильма в ситуативность, а в финале и вовсе смягчая повествование титром о том, что все закончилось хорошо.

Показателем того, что для самого Хичкока это очень серьезный эксперимент является тот факт, что сам он не появляется привычно в фильме в виде камэо, а выходит перед зрителем в самом начале, чтобы объявить сам фильм. Более того, многие сцены фильма снимались именно там, где на самом деле происходили эти события, а многие, попавшие в кадр люди, играли самих себя. Сцена в тюрьме снималась в пустующей камере, с беднягой Фондой, которого туда поместили, чтобы снять наиболее пугающие кадры.

Конечно, некоторые моменты были несколько приукрашены, что-то добавлено, что-то немного сглажено – все-таки это не документальный фильм и Хичкок не задавался целью полностью воссоздать историю в деталях, но, как признается сам автор, в такого рода кино он не мастер, поэтому некоторые моменты фильма, особенно в его середине, несколько рушат настроение напряжения зрителя. И постаравшись удержать реальность и подать ее так, чтобы это был игровой фильм, Хичкок потерял былую хватку. Однако, даже того, что есть, с лихвой хватило для того, чтобы снять невероятно мощный, важный и захватывающий фильм.

Некоторые журналисты кинулись даже сравнивать новую ленту с творчеством Брессона, но совершенно напрасно – от этого сравнения не выиграет никто, кроме журналистов, хотя общего тут тоже хватает – к примеру стремление к религиозному, духовному разрешению, ожиданию чуда, провидения. Просто в целом это совершенно разные авторы, с разными целями как в жизни, так и в творчестве.

0
1

Подборки Афиши
Все