Молоденький мичман Панин (В. Тихонов) только что закончил училище и готовится к службе на крейсере "Елизавета". Это на поверхности. А в действительности он является участником революционной ячейки, который пытается спасти своих пойманных соратников от смертной казни. Попытка освобождения удаётся и, несмотря на все невзгоды, ему удаётся провести бунтовщиков в трюме крейсера до берегов Франции. Но такая афера не может не пройти незамеченной, и в итоге он предстаёт перед военным трибуналом. Удасться ли ему выпутаться из такой непростой ситуации?
Жертва карьерой морского офицера ради дела Революции вполне вписывается в рамки догмы "всё для Революции".
Поэтому вроде всё понятно, но чёрно-белую ленту Михаила Швейцера по сценарию Лунгина-старшего всё-таки стоит посмотреть.
Во-первых из-за актёров - тут есть и Вячеслав Тихонов "до-штирлицевского" периода, и, совсем ещё молоденький, Леонид Куравлёв (очень сочная и запоминающаяся дебютная роль), и Михаил Глузский с Леонидом Кмитом (тот самый Петька из "Чапаева"). Очень хорошим получился образ командира крейсера Сергеева (Н. Сергеев) - такая статная осанка, выучка + глубокие проницательные глаза не могут не вызывать уважение.
Во-вторых наше старое кино всегда интересно смотреть. Да, временами оно немного наивное, но зато очень искреннее.
В-третьих тут довольно мало комбинированных съёмок, что подтверждает отсутствие должной технической базы на Мосфильме в те годы. Даже съёмки крейсера вблизи проводились вживую (на воде хорошо видны следы от винтов).
Ну а в-четвёртых, судя по статье на Википедии, это первая советская картина в которой был исполнен гимн "Боже царя храни" (в исполнении Куравлёва кстати).
Историко-разоблачительный кинодокумент «Мичман Панин» — это острая и точная сатира на фашистское кронштадтское юнкерство, занимавшееся под кураторством чиновно-купеческого аппарата организацией уголовно-террористических «революционно-освободительных» военно-коммерческих операций в начале прошлого века по заказу законспирированной "группы 13". Состоявшей из членов скандинавского дома романбургов (чьи реальные образы скрыты за голливудской мифологией, придавшей всем надоевшим придурковатым датским принцам и шведским принцессам с их расточительством и помешанностью на мистификациях, ореол жертвенности и русской исконности), чьи долговые обязательства ввиду возросших территориально-ресурсных аппетитов и амбиций привели к так называемому переделу собственности между поиздержавшимися в стремлении расширить свои угодья феодалами, что сопровождалось массовым террором и грабежами под видом социально-политических потрясений. В фильме в образе щеголей-офицеров участвуют знаменитые кино-аристократы-пираты, чьи предыдущие роли прямо ассоциируются с их персонажами из этого фильма-памфлета. Например, герой Олега Голубицкого, известного эпизодическим, но поразительно точным художественно-психологическим портретом молодого нациста-коммуниста 50-х годов из фильма-сатиры на курляндское панство "Убийство на улице Данте", где он сыграл типичного социального оборотня (стилягу-трудягу), который по комсомольско-чекистской путевке служил полицаем-патриотом , а затем стал успешным карьеристом-"антисталинистом". Панин — типичный праздный гуляка, который служит на элитной закрытой пиратской-морской базе под началом прусского контр-адмирала, где процветают пьяный разврат, должностной произвол, и контрабандистский криминал. Молодой гардемарин в блестящем исполнении Вячеслава Тихонова участвует в террористических эсеровских акциях (ироничный эпизод, в котором будущий "примерный морской офицер" метает бомбы) и за это получает должность на корабле, где перевозят урок-матросов и оружие из одного колониального порта в другой под прикрытием капитана и мичманов, которые частично из-за страха (как персонаж Никиты Подгорного). а в основном из-за денег занимаются откровенным криминалом и формированием личного состава из ряженных под крестьянских моряков бандитов-казаков в татуировках. Которые в роли боцманов-паханов обучают крепостных матросов лагерно-тюремной полит-грамоте и убивают по заданию фашистских юнкеров-кадетов свидетелей их преступлений. Именно о таком случае в художественно-зашифрованном виде рассказывается и показывается в картине. Когда типичный колчаковский волк в исполнении Ивана Переверзева совершает ночное убийство члена команды, который случайно обнаружил в трюме тайный "груз". Но убивает он не своего визави, как из цензурных соображений показано в фильме, а непосвященного в революционно-жандармские дела офицера, который прямо высказывает свое недовольство происходящим (эпизод. где подвыпивший Грузинов смеется над своим товарищами и методами командования).Его смерть юнкеры списывают на пьяное самоубийство. А самого активного участника криминальной операции в знак "наказания" отправляют заграницу, выплатив ему солидное жалование. Откуда он возвращается после ресторанно-бордельного тура, где он занимался вербовкой богатых дам "пламенным борцом за свободу народа - бывшим дворянином, ставшим убежденным пролетарием". Характерен в этом смысле ироничный эпизод с белым "ленинским" листом, гарантирующим его предъявителю любую поблажку. В кадрах, стилизованных под эстетику немого кино, высмеивается так называемая социал-демократическая «парижская» уголовно-мошенническая полит-тусовка, члены которой вели светский роскошный образ жизни в швейцарских "американских" поместьях на средства чиновного купечества и оружейников-промышленников. В сцене, где главный герой на судебном политическом процессе притворно раскаивается, ссылаясь на свои человеческие слабости, подвигшие его на игровые махинации и безденежье, как раз высмеивается миф про "бедствующую бело-эмиграцию" и ее наследников - диссидентов -антисоветчиков. Этот фильм - один из лучших архивных кино-документов, которые следует изучать всем интересующимся подлинными историческими фактами..