Ушлый старик - а как еще назвать старика, у которого дома ископаемые золотые монеты, бассейн с рыбами и широкий выбор фаллоимитаторов - нес к себе все, что не прибито гвоздями. В какой-то момент он позвал к себе библиотекаршу, чтобы сделала систематизированную опись имущества: так его свалка станет коллекцией. Поскольку старик считал, что вещи становятся живыми только благодаря реакции на них человека, он позвал на время описи трех молодых людей и еще дочку, которая готовила плюшки и соблазняла гостей. Еще библиотекарша переехала на время переписи с 14-летней дочкой. Итого - 7 персонажей в замкнутом и захламленном пространстве.
На новый фильм Грымова хочется ответить любимой присказкой сатирика Евдокимова: "Ой, и не знаю, че рассказать-то". Хороший, по-моему, Юрий Грымов человек. На пресс-конференцию пришел в очень красивом замшевом пиджаке, очень он ему идет, смотреть - одно удовольствие. Говорит истово, из-под таких, знаете, длинных волос на прямой пробор, как в фильме "Ворон", отчего слушать еще интереснее. Наивный - про одноименную книгу Фаулза, когда запускался, даже и не слышал, велосипед на днях изобрел, вот, полюбопытствуйте. Практически - святой. Но кино
В советские годы творческое объединение "Экран" любило экранизировать всякие зарубежные пьесы, особенно Дюрренматта. Натащат в павильон всякого хлама, чтобы обстановка, как подобает импортной модерновой пьесе, приобрела сюрреалистичность, нарядят артистов в сумасшедшие парики и ошметки одежды и заставят их со странными интонациями произносить всякую ересь. Преимущество фильма Грымова над теми, старыми, в том, что он - не двухсерийный. В остальном - дежа-вю. Какие-то павлины ходят, дикобразы под кровати забираются, молодые актеры весь этот реквизит рвут и мечут в театральном экстазе под песню "Прекрасное далеко". Сам фильм напоминает мясорубку, в которую запихали одновременно все мыслимые объекты - от свиней и картин до людей и женщин, рифмующихся со словом "людей", а из мясорубки равномерной лапшой лезет философия: судьбы наши - копии чужих судеб, мы сами - копии других, которые - копии Бога, ничего не бывает впервые, мы - экспонаты чужих коллекций, части инсталляций, и мы, и эти жизненные ситуации, и мир вокруг - все это было, было, было.
Да, было. На творческом объединении "Экран", на двухканальном телевидении 70-х, в СССР. Я, конечно, знал, что Юрий Грымов - человек телевизора, но не предполагал, что такого старого.
Зачем? Как? Почему? Часто за просмотром так называемого авторского кино задаёшься такими вопросами, недоумеваешь и пожимаешь плечами. "Коллекционер" вызывает такую же реакцию.
Видишь, что делали не дураки. Визуально это вещь прелюбопытная. Целый склад интересных вещей, и размещены они в кадре не кое-как. И реплики героев - не бред сивой кобылы, и даже самые резкие из них не кажутся перебором, и образ странного коллекционера Петренко удался - а поди ж ты - всё равно остаёшься в недоумении.
По духу это нечто вроде Линча - тот же туман и ирреальность - но без той всепоглощающей атмосферы смутного сна, из которого не можешь выбраться. Здесь всё проще. И тут возникает главный вопрос: к чему городить такой изощрённый эстетский огород, если в итоге не вырастает ничего большого, никакой чудесной орхидеи смысла или бессмыслицы?
Когда-то это назвали бы формализмом. Но ярлыки - это глупость. Скажем так: авторы слишком залюбовались теми вещицами, из которых они составили фильм, а за этими заботами сам фильм выпал из поля их зрения.
Мне лично понравился фильм, а особенно музыка в нем!
Можно конечно в кирпиче видеть только строительный материал,а можно и не только
его.
(живые/мертвые)
"Раньше хоть на будущее могли надеятся, а теперь? Все, настало наше будущее"
Фильм, сюжет которого не рассказать, идею не описать, может, и смысл не понять
Получается почти "иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"
Кто эти трое, как они попали к коллекционеру?
Они те, кто помогают разобрать его коллекцию или они сами являются ее частью?
И почему мне кажется, что это все только один человек, и ходит он не по дому, а в своей голове, разгребая награмождения собственных мыслей и идей.
Пошла искать книгу Левана Варази «Коллекционер и его близкие». Может, пойму что то другое.
И музыка, до чего же хорошая тут музыка. При чем вся.
P.S. ну и медведь, медведь прекрасен. Достаточно только ему/себе прикрыть глаза.