В город Лодсбург отправляется дилижанс. На его борту шесть пассажиров, а также добродушный погонщик, справедливый шериф и примкнувший к ним по пути ковбой Ринго. Все путешествующие, представители разных слоев молодого демократичного запада и каждый, едет в Лодсбург по своей причине, кто-то едет к жене и детям, кто-то, едет, чтобы увидеть мужа, кто-то бежит, кого-то изгоняют. Путь до города пролегает через индейские земли, так что, можно не сомневаться, путешествие будет опасным.
Если роль в «Большой слежке» Рауля Уолша, сделала Уэйна востребованном в Голливуде, но не придала звездного статуса, то «Дилижанс» сразу сделал из актера большую звезду вестерна, национальное достояние, кумира мужской половины страны от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Для Уэйна, это был прорыв, сравнимый с прорывом Хемфри Богарта после «Касабланки». Но «Диллижанс» это не только Джон Уэйн, это и «плохая леди» Клер Тревор, которая очень убедительна в роли проститутки презираемой высшим обществом. На съемочной площадке, судьба еще дважды сведет ее с Джоном Уэйном. Энди Девайн в роли погонщика. Прекрасный актер, который в меру своей фигуры и комедийного таланта, часто изображал тучных, неуклюжих, бестолковых, но добродушных ковбоев, в том числе и в последующих фильмах Джона Форда. Томас Митчелл в характерной роли доктора – любителя виски, почти алкоголика, но не лишенного при этом самообладания, чести и достоинства. За исполнение этой роли, актера наградили Оскаром.
Секрет успеха картины скрыт в первую очередь в ее простоте. Форд рассказывает свою историю в максимально доступной форме, в соответствии с общественными христианскими моральными ценностями. В частности он отмечает, что любовь может быть гораздо важнее социального положения, а уважение заслуживается добрыми и милосердными поступками. При этом режиссер делает акцент на ситуацию, в которой, представители различных слоев общества (которые, в мирное время, вполне могут и недолюбливать друг друга), объединяются перед лицом возможной опасности.
«Дилижанс» обозначил собой новую эпоху в развитии жанра, а Джон Уэйн стал его главным лицом, предрешив актеру тридцатилетнею карьеру и огромное количество главных ролей в вестернах и военных фильмах. Сам Форд, хоть и использовал старую, простую мораль, присущую как вестерну, так и большинству фильмов тридцатых, в лице «Дилижанса» создал опорную модель для последующего развития жанра вестерн.
"Дилижанс" понравился прежде всего актерской игрой и некой "честностью" диалогов, чем-то даже напоминающие тарантиновские. Погоня смотрится прилично даже по меркам современных боевиков. Хорошая музыка.
Главный минус фильма - провисания в сюжете.
Моя оценка - 3,5 из 5