Красотка Траудль (Лара) получает работу стенографистки у пожилого господина (Ганц), который никогда не повышает на нее голос. К сожалению, тремя годами позже этот приятный человек проигрывает Вторую мировую. Экранизация мемуаров гитлеровской секретарши Траудль Юнге — качественная историко-хроникальная драма про стенографистку и мировое зло в постановке Оливера Хиршбигеля («Эксперимент»).
Исторический, Драма |
12+ |
Оливер Хиршбигель |
8 сентября 2004 |
2 часа 36 минут |
downfallthefilm.com |
В начале 40-х красотка Траудль (Лара) — глазки, губки, кудряшки, курсы машинисток — получает работу личной стенографистки у пожилого господина (Ганц), который страдает желудочной болезнью, но несмотря на это всегда вежлив, предупредителен и никогда не злится из-за опечаток или заевшей ленты. К сожалению, тремя годами позже этот приятнейший человек проигрывает Вторую мировую: снаряды начинают ложиться в непосредственной близости от пишмашинки героини, а разговоры в приемной и за обеденным столом все как-то сами собой скатываются на обсуждение плюсов и минусов различных способов самоубийства.
«Бункер» (в оригинале «Падение») — экранизация воспоминаний самой юной из четырех гитлеровских секретарш Траудль Юнге, которая за три года работы в рейхсканцелярии вышла замуж за гитлеровского адъютанта, овдовела, но так ни черта и не поняла: кто такой Гитлер, ей потом долго объясняли американские следователи. Монотонностью, избытком серого и зеленого, общей удушающей сыростью фильм похож на «Молоха» Сокурова — но, конечно, без сокуровской маниакальной зацикленности на тактильных ощущениях и бытовых деталях, проще и площе. Гитлер (какое-то кощунство есть в том, что у него те же глаза, что и у влюбленного ангела из «Неба над Берлином») брызжет слюной, щупает дрожащими от Паркинсона пальцами шпейеровские макеты нового Берлина, бросает в контрнаступление давно погибшие танковые армии. Ева Браун на каблуках прибегает в комнату обслуги: «Девочки, а давайте покурим пока не бомбят». Хиршбигелю хорошо даются закрытые пространства (см. его же «Эксперимент») и совсем плохо — открытый воздух. Местами он городит совершеннейшую фанеру — изрядный ломоть фильма отдан под приключения совестливого военврача в чине полковника СС; но есть тут и феерические моменты: когда, скажем, в преддверии конца вожди выстраиваются к героине диктовать политические завещания, и она, пусть ей и неловко, вынуждена сказать им что-то вроде: «Вас много, а я одна». Режиссер довольно внятно объясняет разные правильные и понятные вещи — про блаженство неведения, например, про ответственность, которой неведение не отменяет. Но про главное — про то, ради чего стоило лезть под землю и рушить по новой Берлин, сказать не умеет. Оно прячется в углу экрана, за скрюченными плечами Бруно Ганца. Там, в мутной зелени, что-то определенно маячит, но подойти и рассмотреть никак нельзя: сразу слышен хруст челюстей, раскусывающих ампулу с цианидом.
Этот фильм известен, конечно, прежде всего многочисленными видеожабами на сцену выходящего из себя и исступленно орущего Гитлера. Я, в общем, его также поэтому посмотрел, а вышло, что кино просто потрясающее. Был выбран очень удачный заход - мемуары секретарши фюрера, через взгляд которой и были показаны последние дни рейха в, собственно, бункере. Вообще, принято считать, что нацистские вожди - они вроде как уже не люди, а настоящие звери. Однако дело-то в том, что животные наоборот грызут друг друга из-за инстинкта, природы, а вот эти товарищи приходили к своим преступлениям вполне себе умственно, рассудочно, чуть ли не в высшей точки торжества разума. И "Бункер" - это такая попытка разобраться, что же все-таки происходило в головах у этих палачей, которые вовсе не бездушные машины для убийства. Нет, ни о какой реабилитации речи не идет, да и то, что Гитлер любил детишек, далеко не откровение. Тут все же на более высоком уровне рассматривается вопрос. Ведь не все из них были карьеристами; многие до конца сохранили веру в идеи национал-социализма, а в некоторых, вроде Шпеера, сразу несколько моментов сошлось. И факты, в фильме описанные, вроде бы всем известны, но мастерски показанные все равно пробирают до костей. Шестеро детишек-ангелочков Геббельса сначала поют хором трогательную народную песенку, а потом им, предварительно усыпленным, мама аккуратно одному за одним раскусывает ампулы с цианидом. "В мире без национал-социализма и фюрера у мои детей нет будущего". Ух. Я еще много про этот фильм могу писать, но надо просто смотреть. Получилось, что лучше самих немцев никто не показал самый темный период их истории. 9.8.
Нашим прокатчикам понравилось, похоже, придумывать "правильные" названия фильмам. Осталось только грядущий фильм Михалкова переименовать, когда тот выйдет в прокат. Чем, спрашивается, дурацкий "Бункер" лучше оригинального "Падения" отражает происходящее на экране?
Второй непонятный момент - политические страсти вокруг фильма, когда он только вышел. Никаких одиозных оценок тех событий нет. Жители мечутся по развалинам в поисках спасения, армия как может отстреливается от наших и ненаших, в руководстве разброд: кто бухает на нервной почве и забил на всё, кто ищет пути личного спасения, кто стреляется, травится и взрывается вместе с семейством. Самый главный мечется от апатии и депресии ("всё кончено") к истерике ("все меня предали"), потом к браваде ("9-я армия должна нанести ответный сокрушительный удар"), потом резюме, что, мол, раз немецкий народ продул войну, так ему и надо, а я ни при чём. И снова по кругу. Короче, не знает, что делать, и на глазах дряхлеет от навалившихся обстоятельств. Актёр Бруно Ганц сыграл роль отлично. Остальные тоже не подкачали.
Так как известно, что предшествовало этому падению города и людей, жалости нет ни к кому, даже к самым невинным.
В общем, хороший, профессионально и дотошно сделанный драматический фильм. Хоть и длинен, но не затянут. Плюс фильма, что наших сыграли наши, и немногие русские фразы и "Яблочко" звучат без акцента. Падение разыграно не только актёрами и развалинами, но и, например, погодой: чем ближе дело к концу, тем сумрачнее атмосфера. Когда мы победили, выглянуло солнце как символ начала новой жизни. Вполне действенное художественное средство.
На контрасте с камерным "Солнцем", где падение другой страны, и где всё действие сфокусировано на императоре, "Падение" симфонично. "Солнце" символично, "Падение" делает упор на реализм и натурализм. Тут уж кому что нравится.
потрясающий фильм.
В немцах мне это нравится: показать так, как оно есть. Не постараться обелить себя, или занизить количество жертв, не искать оправдания или детские травмы Гитлера. А показать, как оно было на самом деле.
"в ходе войны погибло 5 млн. людей. 6 млн евреев были убиты в немецких концлагерях"
Я, честно говоря, прониклась уважением. Это, возможно, первый фильм, увиденный мною, в котором русских никак не очернили. Даже не пытались. Конечно, фильм был снят не для демонстрации войны, а чтобы показать последние дни Гитлера. Но ведь согласитесь, за все два часа небольшой-то пинок русским (советским солдатам) можно было сделать;) Ну так, мимолетом хотя бы, не только за проигрыш войны, но и за последующее разделение целой страны на две части.
Чтобы понять, о чем я говорю, представьте если бы на их месте оказались америкосы. Какой бы фильм они сняли? Эти бы попытались выбелить себя ну дальше некуда. Завоевавших столицу солдат показали бы разорителями, насильниками женщин и убийцами детей. У фюрера оказалась бы куча детских обид, несчастная любовь и плохие родители. Ну в общем невиноватаяяонсампришел.
Ну или фиг с ними. Зачем далеко ходить-то. Вот вам свежий пример.
Фильм "Адмирал". Эта ж пиздец какими показаны красные. А белые ну прям какангелы. Наши режиссеры нас держат за идиотов: вот это белое, а это черное. И никак больше. Нету других оттенков, других цветов. А ведь наверняка и там и там были жуткие убийства, издевательства, надругательства и т.д. и т.п. Ведь гражданская война - это же пиздец полный. И хоть бы один из них написал в конце фильма: в ходе гражданской войны в стране погибло ... населения. Чтобы больше неповадно было.
А тут..Тут есть оттенки. Все мы люди. Все. И странный человек со странной неприязнью к евреям тоже имел чувства. Пусть странную и негуманную, но цель. Женщину, привязанности, друзей, честь... Нету в мире только белого и только черного. Ну нету.
И при этом, никакой попытки оправдать его. И в конце фильма, нам напоминают (для тех, кто проникся глубоким сожалением к этому человеку): "в ходе войны погибло 5 млн. людей. 6 млн евреев были убиты в немецких концлагерях".
Камрады, это действительно стоящий фильм. А я их повидала уже немало.
Об этом говорит хотя бы то, что я тут распинаюсь перед вами и перед собой.
народ зело много писается в восторге от этого фильма
согласен в одном - КАЧЕСТВЕННО СНЯТАЯ ПРОПАГАНДА! ОЧЕНЬ СЦУКО КАЧЕСТВЕННО
но моё видение таково
фильм очень качественная пропаганда нацизма
1 - Советские войска почти не показываются и обезличены, что засталяет их считать просто ужасом и заставляет заведомо сопереживать героям фильма(известный приём)
2 - во всём виноват гитлер ... сумазброд и пр, однако чтоб совсем идею в унитаз не опустить - персонаж отлично проработан и захаризматичен в мелочах
3 - добрые енералы предлагают гражданских эвакуировать - злой хитля не дал (лютейший бред)\
4 - просто сравните форму и поведение войск вермахта (проработка деталей и пр) с даже мля последним типа крутым фильмом про чернобыль ................... это небо и земля даже грязных и оборваных фашистов вояк очень хорошо прорабатывают ....... наши перед шахтёрами стоят просто писец с скалашами угрожают и сравните типа героизацию, вот шахтёры заплывшие жиром частично типа копают типа тонели под реакторный блог голые свиноты, тут жа все такие худые с фактурными лицами, устремлённый взгляд - РЕШИТЕЛЬНОСТЬ !
вообщем пришли злые советы и низачё ни про чё умножили на 0 няшек фашистов, и да 7го подписали и 8го все боевые действия типа закончились - ДАЖЕ СЦУКО ТУТ ЛОЖЬ! настоящее подписание 9го мая а боевые действия с всякой нацистской разрозненной мразотой ещё доооолго продолжались!
Гнетущая атмосфера шаткости охваченного безумием мира постепенно заполняет собой суженное до предела пространство киноповествования.
В отблесках мерцающего света и под покровом сгущающейся мглы, среди теней совершённых преступлений и из терзающих узников бетонного мешка предчувствий и страхa перед неминуемым падением в бездну прорастает образ агонизирующего Минотавра в лабиринтах Кнососа: жизнь в нём едва теплится, но он по-прежнему требует свою кровавую дань.