Москва
6.5

Фильм
Борис Годунов

Россия, 2011
О фильме
Киногеничность Пушкина не уступает киногеничности Шекспира (см. работы С.М.Эйзенштейна). Но если великого англичанина интерпретировали в самых разных эстетических системах, то Пушкину в кино не везло: он был обречен на один и тот же помпезный, костюмно-академический вариант. В пьесе «Борис Годунов» 26 эпизодов. Пушкин с легкостью путешествует в пространстве и времени. Диалог — ритмизованная — но без рифмы! — очень естественная, живая речь. Этот фильм — не дорогостоящая историческая драма со сложными декорациями, массовками и обильной бутафорией. Это постмодернистское, динамичное кино, снятое в основном в реальных интерьерах. Кино с первоклассными актерами, динамичным монтажом, авангардной музыкой. Герои носят современную одежду, ездят в автомобилях, летают на самолетах. Места действия: город Москва, ее улицы и дома, резиденции, ночные клубы.
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
Драма
14+
Владимир Мирзоев
20 сентября 2011
20 сентября 2011
2 часа 4 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Владимира Мирзоева

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
Vlad
30 отзывов, 86 оценок, рейтинг 136
15 ноября 2011

Пушкина испортить очень сложно. Ну, скорее даже почти невозможно. На данном материале это не удавалось никому, так что Мирзоеву это тоже не удалось.

О чем эта история? О том, что при слабом царе был умный Правитель и талантливый царедворец, который наследовал ему. Несмотря на общепризнанные свои заслуги, все понимали, этот Годунов взял не по чину. Были живы еще потомки Александра Невского- Шуйские, в чьих жилах текла кровь Рюрика, были живы еще правившие хоть и под рукой московского царя, но все-таки являвшиеся самостоятельной династией- Воротынские, были состоявшие в родстве с Иваном Грозным -Романовы, были родовитейшие Мстиславские… и вот царем стал безродный зять Малюты Скуратова- Борис Годунов. Все представители этих и других знатных родов выбрали его, голосовали, предлагали и уговаривали. Но «в душе затаили подлость».

Перед тем, как стать царем Борису нужно было убрать последнее препятствие на пути к трону- законного наследника бездетного Федора- младшего сына Ивана Грозного- царевича Дмитрия.

История умалчивает, что произошло в Угличе. Пушкин трактовал те события, как если бы Правитель Борис подослал к царевичу Дмитрию убийц. Трактовка Пушкина талантлива, но весьма спорна. С его легкой руки в истории появились как минимум два известных убийцы- Борис Годунов и Сальери, и в том, и в другом случае трактовка Пушкина, подчеркиваю, лишь творческое переосмысление исторических фактов.

Но факт остается фактом. Царевич Дмитрий был убит в Угличе. Василий Шуйский возглавил комиссию, которая постановила: царевич убил сам себя. Но народ- который не особо спрашивали за всю предыдущию многовековую историю российского -московского царства- забурлил: как это так, сам себя убил??? И заговорили то, во что легко было поверить: Ирод убил царственного младенца. История почти библейская.

А дальше-все по Пушкину. Царь Борис мучается от «нечистой совести», Тень Дмитрия возникает в соседней Польше, идет странная война, где войска Мстиславского в первой же битве проигрывают войскам Дмитрия. Второе сражение заканчивается -Дмитрий разбит и прячется в Путивле, но в Москве умирает царь Борис. Путь к трону для Дмитрия свободен.

И как убийцы Бориса пришли к царевичу Дмитрию, так и теперь убийцы Дмитрия пришли к царевичу Федору.

«Кричите, да здравствует царь Дмитрий Иоанович!».

Фильм Мирзоева несмотря на неудачный антураж XXI века к истории века XVII -лучшая экранизация «Бориса Годунова» Пушкина. Даже лучше фильма великого Бондарчука 25 летней давности. Возможно, что именно смена декораций позволяет увидеть за конкретной историей нечто большее,- историю на все времена? притчу? В любом случае, фильм для широкого проката и широкого зрителя, жаль только, что увидят его немногие…

Но те, кто увидят, я думаю, сильно удивятся. Нет, не тому, что в Московии ничего не поменялось. Удивятся, я думаю, тому, как мало поменялось в нас самих. Удивятся самим себе. Вот это и есть главная идея фильма.

Как мало мы сами изменились, несмотря на сотовые телефоны, фитнес-центры, ТВ, плоские мониторы и планшетные компьютеры. Ведь случись такая история сегодня, каждый сыграл бы свою роль. Да вот ведь еще вопрос, не играем ли мы и сейчас те самые роли?

7
0
6
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
11 апреля 2022

Фильм, в основе которого формальный эксперимент: наложение классического текста на современный видеоряд. Эксперимент удался, но, как и большинство подобных лент, этот шедевр Мирзоева не вытягивает двухчасовой хронометраж на одном вау-эффекте, а больше ничего нового в этом БГ нет.

5
0
9
Н. З.
31 отзыв, 70 оценок, рейтинг 67
17 декабря 2011
Я! ПРОСТО! ПОТРЯСЕНА!

Вследствие этого изложить свои впечатления могу исключительно тезисно.
1. Пушкин - Гений, и это бесспорно. Отсюда и абсолютное попадание в сегодняшний день: полное ощущение, что написано сегодня и про нас.
2. Мирзоев потряс меня своим прочтением и переложением "Бориса Годунова". ГЕНИАЛЬНО!
3. Суханов потряс меня своей зрелой, точной, филигранной игрой! Признаюсь, до этого фильма считала, что амплуа Максима - эдакий полусонный герой-любовник, и шла на фильм в весьма скептическом настроении. Теперь же с уверенностью могу сказать, что Суханов - один из лучших российских, а значит, и мировых, актеров! Воплотить на экране ТАКОЙ образ, способен только гениальный актер!
4. Операторская работа великолепна!
5. Подбор актеров безупречен!
6. Работа звукорежиссера прекрасна!
В целом фильм производит оглушающее впечатление! Огромное спасибо создателям и БРАВО!

4
0
5
Олег Татков
15 отзывов, 17 оценок, рейтинг 25
12 февраля 2012

Рецензия на фильм Борис Годунов (http://www.proza.ru/2012/02/12/2112)


Предисловие:

Цитата:
"И я там был, и я там в снег блевал"...
Иосиф Бродский. "Перед памятником А.С. Пушкину в Одессе".

Великий русский военный хирург Николай Пирогов вошёл в историю как основоположник топографической анатомии. Он распиливал замороженные трупы вдоль, поперёк и вкось и описывал пространственное (3D – авт.) расположение внутренних органов. Сейчас это делает в диагностических целях (безболезненно и на живых – авт.) аппарат под названием «компьютерный томограф». Прогресс, однако…


Мы – русские, - странная нация. Вот взяли и устроили из даты убийства национального гения Александра Пушкина общемировой праздник и ничего, – весь мир подхватил. Хоть и стрёмно немного, (сразу вспоминается «бородатый» анекдот про Ворошиловского стрелка – «Стрелял Дантес, а памятник Пушкину» - авт.), - но, наверное, - это правильно, – именно в день убийства «солнце русской поэзии» перешло в бессмертие…


Режиссёр фильма «Борис Годунов» Владимир Мирзоев сам признаётся в том, что он сознательно очистил в трагедии Пушкина текст и видеоряд от исторического флёра исключительно с одной целью – для обнажения (по его определению – авт.) - «вибрирующего смысла» пушкинских строк...


Я думаю, режиссёр немного лукавит – современная российская социальная атрибутика в фильме довольно мощно присутствует и, - на мой непрофи взгляд, - лишь иногда «вибрирует» (сцены с убийством детей Годунова, поездках военных на танках), иногда даже резонирует (сцены с Казаковым- Пименом), - но, в общем, - немного отвлекает от собственно пушкинского «Бориса Годунова»….


Собственно, Мирзоев в этом плане не новатор. К примеру, шекспировского Гамлета, в какие только интерьеры и эпохи не помещали? …. Кроме космоса и глубин мирового океана «принц датский», кажется, отметился уже практически везде…


Естественно, режиссёр имеет полное право на этот ход и относительно образов «Бориса Годунова», но театральность, нарочитость меня лично «выбивали» из просмотра и это, на мой взгляд, сработало скорее «в минус», чем «в плюс» всего фильма в целом.

В этом плане не спасает даже наличие «талантливого сценариста» (цитирую шутку Мирзоева – авт.)…

В фильме очень хороша операторская работа Павла Костомарова. В предлагаемых режиссёром Мирзоевым обстоятельствах он опять на высоте и это совершенно другой (по сравнению с «Как я провёл этим летом» - авт.) операторский труд. Огромное количество крупных планов актёров (что иногда не всем на пользу – авт.), «альмадоварское» роскошество цвета и объёма интерьеров. Даже набившие оскомину обязательностью показа в фильмах последних лет планы Москоу-Сити, - смотрятся совершенно свежо и очень неожиданно. Это и удивляет, и вызывает уважение, поскольку со сцены Большого зала Дома кино, продюсер фильма (по совместительству жена режиссёра) сказала, что бюджет был более чем скромным ….


Режиссёр Мирзоев, как мне кажется, - немного переиграл с условной театральностью кинодейства – и это очень сильно сказалось на игре актёров – более того нарушило веками устоявшуюся литературную аксиому о психологической равноценности/равнозначимости волевой и исторической мощи тандема Годунов-Отрепьев. Если Максим Суханов (Годунов) предельно жизненен и убедителен в предлагаемых Мирзоевым обстоятельствах, то Андрей Мерзликин – всего лишь - убедительно театрален… Исключение составили, на мой взгляд, сцены на танке, – но там, как говорится, - антураж вытаскивает. …


Шуйский – несомненная удача актёра Леонида Громова. Очень уж убедительно им передано вневременное кредо российского ВИП - чиновника, - удержаться на плаву, успеть вовремя предать, не оступиться идя по карьерному «канату» над пропастью, не отвести глаза, или отвести вовремя. Наверное, это очень тяжело быть царедворцем – иногда Шуйского жаль даже…


Убедительны, но не потрясают и остальные исполнители - Петр Федоров (Басманов), Агния Дитковските (Марина Мнишек), Дмитрий Певцов (Воротынский), Рамиль Сабитов (Афанасий Пушкин), Захар Хунгуреев ( царевич Федор).


Очень неожиданно и свежо смотрятся Елена Коренева в роли хозяйки приличного семейства из народа и теледеятель Леонид Парфенов в роли думского дьяка Щелкалова.


Есть ещё одна роль, на которой хочется остановиться отдельно. Наверное, так было угодно Господу, чтобы именно в роли мудрого отца Пимена ушёл в бессмертие Великий российский актёр Михаил Козаков. Когда смотришь в глаза Мастера, знаешь каких усилий ему, - смертельно больному стоила эта роль, - ком стоит у горла…
Владимир Мирзоев, члены съёмочной группы, зрители на послепремьерном «разборе полетов» в Большом зале дома кино очень много тёплых слов сказали о работе Михаила Михайловича. Цитирую Мирзоева – «Михаил Казаков – независимый интеллектуал, никогда не мутировавший» под давлением обстоятельств….
Вечная ему память……
…………………………………………………………………………………………………………….

Я так и не смог понять посыл режиссёра Владимира Мирзоева. Посыл или первичную мотивацию относительно того, что же он всё-таки пытался сделать – спектакль на плёнке или кино для театральных подмостков? Не совместилось, не произошло синтеза, НЕ СЛОЖИЛСЯ ПАЗЗЛ…

Мне кажется Мирзоев, – прежде всего – театральный режиссёр и в кино «Борис Годунов» он пришёл прежде всего с театральными лекалами, но…

Вспомним Станиславского – тот (сужу по воспоминаниям и «Театральному роману» Булгакова – авт.) месяцами занимался (пардон за жаргонизм – авт.) «психофакингом» труппы, - устраивая многочасовые читки, разбирая историю каждой роли…

Даже условный «лебедь из пятого ряда» у него был с жизненным анамнезом; – типа – в месяц от роду его клюнула хромая утка, в два месяца – чуть не переехала хозяйская бричка, в пять – прилетал ястреб, унесший лучшего друга, а в семь из-за гусеницы рухнула любовь....


Эти дела происходили в присутствии всех актёров, и они начинали резонировать друг с другом – дышать и думать в унисон. И тогда возникало чудо под названием спектакль, когда вместе с ними в унисон начинал дышать и зрительный зал. …

Очевидно этого в подготовительный период кино «Борис Годунов» не было; – строился график съёмок под возможности актёров и декораций.

Это очень заметно на экране, - заметно неровностью психологического накала – ну нестыковка межактёрская. Суханов, Казаков, Костомаров – режиссёры и по крови и по мышлению, и они «сделали это».

Остальные – просто старались и в лучшем случае выдали на гора вибрации, а мыслился, как я понимаю, – резонанс…


......................................................................................................................................

В предисловии к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин утверждал: “История народа принадлежит царю”.

Работая над драмой “Борис Годунов”, посвященной его памяти, А. С. Пушкин тем не менее резко возразил историку, переделал его афоризм: “История народа принадлежит поэту” (Н. И. Гнедичу, 23 февраля 1825 года). . (цит. по «Нева». - №2. - 2012)


Гёте как-то написал в «Фаусте» (за точность цитаты не ручаюсь – авт.!
«Живой предмет, желая изучить.
Учёный прежде душу вынимает,
Затем предмет на части разрезает…»

Лично я против разрезания/препарирования пушкинской трагедии «Борис Годунов»….

Послесловие:


История в нашей стране имеет страшную привычку повторяться – в этом я с режиссёром Владимиром Мирзоевым согласен абсолютно…..

Цитата: «Романовы начали свое правление в Москве с еще одной кремлевской гнусности: повесили на воротах Спасской башни четырехлетнего сына Марины Мнишек, причем мальчик был не от Лжедмитрия, а от последующих тушинских персонажей. Этот факт публичного удушения ребенка Романовы и их штатные историки-фальсификаторы всячески скрывали. Потом Романовы мочили и друг друга, и своих родных. Петр I уничтожил законного наследника Алексея Петровича, но все началось именно с повешения четырехлетнего мальчика как факта самоутверждения новой династии. (…) Николай II не отменил торжественного приема в Кремле по случаю своей коронации в день трагедии на Ходынском поле, когда были затоптаны насмерть четыре тысячи человек. В Кремле Сталин и Молотов готовили и подписывали довоенные расстрельные списки. Горбачев в Кремле принял решение не отменять первомайскую демонстрацию в Киеве после сообщения об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В Кремле было решено расстрелять из танковых пушек перестроечный Верховный Совет, которому присягал Ельцин». (цит. по Алексей Смирнов. – Московский апокалипсис. - Опубликовано в журнале: «Зеркало» 2009, №33).


Рекомендуемая Литература.
1. Александр Сергеевич Пушкин Трагедия «Борис Годунов»

2. Владимир Владимирович Мирзоев Интервью «Российской газете» http://yarcenter.ru/content/view/44663/226/

2
0
9
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 281
22 января 2012

Как же приятно и прекрасно, что такие фильмы стали появляться!
Что молодёжь увидит и прочувствует Пушкина, Историю России, через мобильные телефоны, дорогие интерьеры и броневики.
Но на то она и классика, что звучит актуально всегда, везде, в любую эпоху.
Сменились декорации, наступил передовой 21 век - а что изменилось? Проблемы теже, власть и битвы за неё такие же.
Как верно подметил Маркес - ничего не меняется - всё движется по кругу.
Обернуть Пушкина в мерседесы и мобильные телефоны оказалось так же естественно, как и посадить Лжедмитрия на броневик. А народ?! Какое сочное и точное попадание с рабоче-крестьянской и интеллигентной семейкой? Гениально!
Фильм достоин большого уважения, фильм достоин внимания и широкого проката!
Это кино из той категории - можно посмотреть, а с пометкой - рекомендовано к просмотру!

2
0

Подборки Афиши
Все