Драма |
30 сентября 2009 |
19 августа 2010 |
1 час 30 минут |
16 из 20 лет жизни хмурого мальчика по имени Тома (Ротье): в четыре года от него отказалась родная мать (Каттани), в двенадцать он упорно ищет ее адрес, разрушая попутно жизнь приемных родителей (Ситти и Верхувен), в двадцать наконец решается с ней встретится. Странные, наполовину романтические отношения между ними, в которых оба абсолютно неспособны осознать или выразить свои чувства, заканчиваются так грустно, что счастье можно и в самом деле испытывать только по одному поводу — тому, что указан в названии.
Реальную историю из старой журнальной статьи перенес на экран подходящий к случаю родственный дуэт — давно интересующийся семейными проблемами крепкий режиссер второго ряда Клод Миллер («Семейная тайна», «Похищение для Бетти Фишер») и его сын Натан, по основной профессии оператор. Довольно нескладный в своей документальности рассказ они без особых затей выстраивают из мелких бытовых сценок, вроде бы не желая произвести сильного впечатления и не рассчитывая на особый эффект. Эффект, однако же, есть — пользуясь почти неизменным присутствием на первом плане ребенка (у главного героя есть два младших брата, как и он, наблюдающих за происходящим), Миллеры умудряются придать незначительным происшествиям свойственный детской памяти монументальный масштаб, помогающий зрителю как будто случайно нащупывать верные мотивировки судьбоносных событий. Хотя даже отличная игра трех основных исполнителей — Ротье, Каттани и Ситти — не превращает этот намеренно неамбициозный фильм в выдающееся произведение искусства, сложно представить себе более квалифицированный анализ редкого любовного треугольника: сгусток покалеченного подсознания между двумя женщинами, лишенной почти всех навыков материнства матерью и почти точно соответствующей материнскому идеалу не-матерью.
Не знаю почему, но мне на части рвут душу такие фильмы. Впечатление от них настолько сильное, что хочется обнимать и целовать чуть ли не каждого ребенка вокруг. Потому что никто не знает, любят ли его дома по-настоящему, так как он того заслуживает. Проект Натана и Клода Миллер «Я счастлив, что моя мать жива» является рассказом о том, как дети иногда идеализируют собственных нерадивых родителей, любят их несмотря ни на что, хотят стать к ним ближе и понять, почему они так поступили с ними, почему бросили.
Томми Мартино и его младший брат когда-то были лишены заботы своей родной матери, которая не хотела их любить или воспитывать, куда милее ей были мужчины, развлечения, свидания и т.д. В итоге у нее из-за такого поведения забирают родительские права, а мальчики отправляются в соответствующее заведение, но ненадолго. Их берет под свою опеку доброе, заботливое семейство Жюве во главе с Ивом и Анни. С тех пор Томми стал Тома Дюве. Однако он не хотел и не умел в полной мере ценить то, что его любят. Действительно любят и заботятся, хотят сделать счастливым. В силу своих комплексов, идеализированного образа настоящей матери, он отыскивает последнюю и видит, что ситуация с Жюли Мартино остается прежней. Пусть у нее есть еще ребенок, но она даже спустя годы не осознала своих ошибок, поступает как и прежде, пытается жить только для себя.
И это так сильно бьет по самолюбию Тома, что в один момент он не выдерживает. Надрывная душа, обиженный ребенок внутри берет и срывается. Финал во многом ожидаем, поскольку, чем плавнее повествование в самом начале, чем обреченнее и обжигающее безмолвный взгляд, тем трагичнее финал.
Если вам понравится этот фильм, советую глянуть еще и «Атмен» («Дыхание» 2011 г.в.). Там повествование немного другое, но вопросы в голове главных героев одни и те же.
Очень-очень и очень.... Тяжелая история одного маленького мальчика с покалеченной психикой. Мне незнакомо чувство, когда тебя бросают в сознательном возрасте несознательного восприятия...когда ты через годы несешь в себе чувство вины за то, что тебя бросили....очень тяжело смотреть момент встречи матери с сыном, когда нет ни объятий, ни выражения эмоций...еще тяжелее смотреть на то,как он живет с ней, с той,которая бросила....и как-то совсем не ждешь, что эмоции есть,они внутри и они выплескиваются наружу с каждым новым ударом ножа....