Исторический |
14+ |
Матти Гешоннек |
4 марта 2010 |
1 час 43 минуты |
В фильмах «Солнечная аллея» и «Гудбай, Ленин!» художник-постановщик Лотар Холлер уже показывал Восточный Берлин во времена ГДР. В новой ленте он реконструирует Боксхагенер платц. Теперь это фешенебельная площадь, состоящая из кафе, баров и дорогих магазинов детской одежды, но раньше, в конце шестидесятых, здесь был невзрачный квартал, увенчанный пивнушкой и рыбной лавкой. Тут проживает некая бабушка с двенадцатилетним внуком. Хотя они смотрят телерепортажи о студенческих демонстрациях в Париже и знают, что по другую сторону берлинской стены кипит сексуальная революция, их занимают прогулки по кладбищам и вкусная еда. У бабушки имеется кавалер — бывший нацист, который разъясняет подростку непротокольные подробности немецкой истории. Вкратце, это комедия «Не горюй!», сочиненная режиссером, который учился у Данелии, но при этом жил с мамой Нины Хаген.
Очень хороший, медленный фильм.
Честно говоря к середине чуть не заснул - непривычно медленно и без особых событий течет повествование. Потом что-то изменилось. Темп тот же, фон для действия тот же. Но наконец настроившись на неторопливость фильма, вдруг глубоко вбираешь в себя неторопливую же драму отношений героев, становящихся родными.
ГДР, Берлин,1968 год, становление мировоззрений 12-летнего мальчика на фоне соцпропаганды, точек зрения соседа-фашиста, легкомысленной бабушки, ее друга - революционера, чистого сердцем. По большому счету нет плохих и хороших. Есть люди, которыми играет система. Есть идеологический коммунист, который сумел разглядеть ложь наступивших времен и ставшего толерантным к тому , что происходит по другую сторону стены. Бабушка, переживающая не по своей воле своих многочисленных мужей. Слишком правильный полицейский, вынужденный отвернуться от системы
Фильм снят в серых красках и про серую навязанную жизнь.
Он очень-очень злободневный и ОТЛИЧНЫЙ.
Неслучайно тема Берлинской стены настойчиво не дает покоя кинематографистам. Эта стена – один из страшнейших антиутопических кошмаров, осуществленных на практике. Проблема раздвоения личности – или даже самая банальная двуличность – едва ли не самый популярный сюжет в истории литературы. Носить одно имя и содержать в себе две абсолютно противоположные половины – не это ли худшее, что может случиться с человеком? Вспомните Стивенсона с его «Загадочной истории доктора Джекилла и мистера Хайда», вспомните, и мысль эта визуализируется.
Как следует из абзаца выше, «Берлин. Боксхагенер платц» – еще один фильм о двух Берлинах, один из которых Восточный, а другой Западный. Антисоциалистическая направленность интересным образом сочетается здесь с антуражем послевоенной действительности и полудетективной историей. Впрочем, умения сочетать и связывать компоненты в одно не хватает для создания хорошего фильма. Для оного необходимо, чтобы сочетаемые компоненты могли сопрягаться друг с другом. Тщательность и аккуратность подхода, следование рецептам смешивания еще не гарантируют добротный результат. Можно долго и тщательно смешивать йогурт, аджику и хрен, можно проворачивать их в блендере, добавляя каждые 10 секунд по чайной ложке каждого из ингредиентов – но ничего съедобного в итоге не получится.
Однако кино не вызывает отрицательных эмоций. Есть даже пара положительных моментов – как ни крути, а линия мальчика, который сначала подставляет своего наставника Карла, а потом пытается его спасти, выполнена довольно точно. Мальчик более чем правдоподобен – в пятнадцать лет прямо-таки необходимо выделять себя из толпы, а потом совершенно искренне становиться мучеником. Хорош и его друг, который борется с отцом за семейный автомобиль самыми радикальными способами.
Берлинская стена всегда будет представлять для кинематографистов интерес. Сколько фильмов снято, сколько фильмов будет. Но лично для меня главным в их ряду была и остается «Жизнь других»