Прежде всего, хочу развеять одну довольно-таки распространённую неточность. «Я – беглый каторжник» у нас часто можно встретить с неправильным переводом названия: «Я – беглец банды». Хотя никакой банды в фильме нет и в помине, и уж тем более, ни от неё, ни в её составе, никто не бежит. Тем страннее, что с данным аляповатым, режущим слух переводом, этот фильм выпускался даже на лицензии, что частично говорит об общем уровне отношения российских издателей к классике Голливуда.
Итак, фильм представляет собой криминальную драму с лёгкой примесью нуара. Главный герой, Джеймс Аллен, в исполнении блистательного Пола Муни, по воле случая оказывается ошибочно приговорённым к длительному сроку каторжных работ. Ужасная еда, тяжелая работа на каменоломне, а также садистское обращение надзирателей, когда даже за то, чтобы вытереть пот с лица без разрешения, можно получить прямой удар в челюсть, ставят перед Джеймсом простой выбор. А именно – покинуть этот ад вперёд ногами в деревянном ящике, либо же совершить дерзкий побег. Надо ли говорить, что он выбирает второй вариант?
По нынешним меркам фильм может показаться слегка театрализованным, ещё слышны отголоски немого кино, жесты и мимика подчёркнуто вызывающие, а персонажи нередко питают страсть к декламациям, вызывающим зрительскую улыбку. Тем не менее, эти минусы не стоят того, чтобы всерьёз заострять на них своё внимание, потому что плюсов у фильма явно больше, и они гораздо весомее. Главное достоинство фильма, конечно же, игра Муни, который одинаково хорошо справляется и с ролью опустившегося бродяги, и с образом преуспевающего богача, любимца штата. Второе, о чём я не могу не упомянуть – это отличный монтаж, темп событий развивается таким образом, что не успеваешь заскучать, а лишних сцен, которые можно было бы выбросить, нет вовсе! Ну и, напоследок, пара слов о сценарии. Он представляет собой одну из первых попыток перенесения на экран жизни заключённого и истории его побега. Все фильмы, эксплуатирующие данную тему, так или иначе, шли по дорожке проторенной этой картиной. Так что сценарий можно назвать дерзким по тем временам, к тому же, в нём отсутствует бич многих аналогичных лент - «сахарный» финал. Картина обязательна к просмотру всем поклонникам Муни и film-noir.