Комедия |
16+ |
Ханс Петтер Моланд |
19 марта 2010 |
3 июня 2010 |
1 час 45 минут |
Ульрик (Скарсгорд), массивный мужчина со смиренным взглядом и редеющей прической «конский хвост», выходит из провинциальной тюрьмы после 12 лет отсидки. «Только не оглядывайся назад», — напутствует его участливый надзиратель — но Ульрик, разумеется, немедленно оглядывается: затевает делишки с прежним подельником (Флоберг), трахается с бывшей женой (Хольмен) и надоедает визитами выросшему сыну (Сундквист). Кроме них в его прошлом имеется человек, из-за которого Ульрик сел в тюрьму, — так что весь фильм он проведет, выбирая между умеренно желанной местью и умеренно соблазнительным настоящим, в котором есть новая работа в загибающемся автосервисе, подвальная комната с требующей ежевечернего секса брутальной домохозяйкой (Кьелльсбю) и намечающийся роман с секретаршей (Крусе), патологически не доверяющей мужчинам.
Несмотря на несколько скорее коэновских по духу моментов, связанных с криминальной линией, фильм норвежца Моланда мгновенно идентифицируется как еще один представитель знакомого и любимого киножанра: мрачной комедии скандинавских нравов, каждый персонаж которой в иной климатической зоне был бы немедленно госпитализирован как аутист с общественно опасной формой заболевания. То, что уже на уровне описания такие фильмы кажутся хорошим способом провести время, — заслуга финна Аки Каурисмяки, но после «Довольно доброго человека» в голову приходит очевидная мысль, что Каурисмяки прекрасен не из-за соответствия этому канону, а вопреки ему. В ленте Моланда много хорошего (прежде всего — игра Скарсгорда и Кьелльсбю) и много смешного (история с польским телеканалом, к примеру) — но тоскливая проза жизни почти ни разу не становится у него поэзией, а найти другие причины от души захотеть посмотреть что-то подобное очень и очень непросто.
В каждой стране снимаются фильмы. Не только у нас местные творцы тратят километры пленки на то, чтобы показать, как они видят реальность вокруг себя. Обычно, национальный артхаус не выходит за рамки кинофестивалей, на которых демонстрируется самый отборный хлам, гордо именуемый искусством. Бывают исключения, именно из-за них я продолжаю отважно смотреть все, что попадает в область моего внимания. Фильм «Довольно добрый человек», на первый взгляд, ничем не привлекательный пример унылого скандинавского кино, интересный российскому зрителю настолько, насколько норвежскому зрителю был бы интересен, допустим, фильм «Груз 300».
http://obzorkino.livejournal.com/140097.html
Ульрих отсидел весьма ощутимый срок за убийство человека на почве ревности. На свободу он выходит уже немолодым, но, как оказывается впоследствии, весьма привлекательным для женщин, человеком. На свободе ему не очень-то рады. Бывшие друзья-бандиты пытаются заставить его убить еще одного причастного к его делу человека, на работе в автосервисе коллеги не очень-то стремятся с ним общаться, а сын представляет его жене как своего дядю, так как по его словам он умер. Правда, все это происходит до тех пор, пока он пытался быть просто хорошим и исправившимся человеком. Как только он расслабился, все пошло на лад – и с сыном, его женой и даже внуком, отношения наладились, и бывшие друзья-бандиты больше не докучают.
История жизни отдельно взятого человека, вырванного из общей социальной среды, всегда была излюбленным сюжетом для тех, кто снимает кино «о жизни без прикрас». Ульрих выходит на свободу и попадает в среду, где чувствует себя неуютно, он не знает, как расценят его поступок, не понимает, что он должен делать для того, чтобы не навредить окружающим. Особенно сложно ему с женщинами – ему нравится одна, а спать приходится с другой. Ульрих действительно изменился, но оказалось, что добрым быть не то, чтобы не интересно – просто не получается. Баланс между добром и злом стирается в ту минуту, когда Ульриху попросту уже нечего терять.
Для российского зрителя будет весьма интересно узнать, что не только у нас – заснеженное захолустье с пропитыми харями вместо лиц и многоэтажками для молодых семей. Наверное, успех «Довольно доброго человека» в России, по крайней мере, в российском интернете, обусловлен тем, что он очень уж похож на наше российское кино авторства Балабанова и Бодрова. Простые, незатейливые пейзажи, колоритные и отнюдь не вызывающие восхищения или сочувствия персонажи, очень простая, а главное – вполне возможная история. В этом фильме подкупает все – от диалогов, до эмоций главного героя. Наверное, именно поэтому не возникает желания выключить фильм после первых десяти минут просмотра.
Стеллан Скарсгард в роли Ульриха бесподобен. Странно, честно говоря, было видеть звезду фильма «Мама Миа!» и достаточно известного в Голливуде актера в затрапезном артхаусном кино было вызывающе интересно. Впрочем, как и «Мама Миа!», фильм понравится больше старшему поколению – чтобы понять, а в чем собственно замес, надо прожить не 15 и даже не 25 лет. Хотя если вам в столь юном возрасте уже понятны подобные переживания – не знаю, радоваться за вас или жалеть.
Вердикт: великолепный легкий артхаус о простом человеке, который не вписывается в изменившийся мир
(c) Обзоркино
В который раз убеждаюсь что нужно смотреть только голливудское кино и проверенное временем европейское. То что называется кином в Норвегии - не для меня, и страшно представить для кого.
Фильм называет себя комедией, критики говорят что это "лёгкий артхаус"(что за зверь?) на деле просто фильм ни о чём. Как и во всех фильмах ни о чём, режиссёр начинает выдумывать "зрелища на ходу": герой спаривается со всеми встречающимися женщинами(трусы 60-летней показываются с особой страстью), в сюжете нет ни одного адекватного человека, сама история просто глупа(только выйдя из тюрьмы за убийство человек идёт... убивать того из-за кого сел!!!).
Фильм феноменальный, на самом деле. Линии с Коэнами прослеживаются, но фильм другой, хотя по стилю и схож. Сюжет медленный, по-скандинавски неторопливый, когда Ульрих из тюрьмы выходит, ясно лишь, что отсидел 12 лет. Вышел, сын взрослый, сноха беременная, но его они видеть не хотят, в отношениях натяжки, все остальные от него почему-то постоянно чего-то хотят: женщины секса (женщины тоже специфичные, кстати), бывшие коллеги по цеху (угонщиком был) — чтобы он пристрелил старого обидчика, ну или хотя бы руки ему сломал, ведь отомстить дело чести.
В то же время, сам он никак понять не может, чего же все-таки хочет, а отказать ему как-то неприлично, порядочный ведь человек, хоть и бывший угонщик авто. В итоге, плывет по течению, пока не накроет.
Характеры в фильме, что попадаются навстречу — тоже те еще молодцы. То, что сыграно замечательно, говорить, наверное, не стоит — пятерку за это поставил, но просто при просмотре обратите внимание и на бандитов, и на хозяйку квартиры, и на директора автосервиса, и на бухгалтера, да и сын со снохой тоже великолепны.
Постановка — постановка простая, мне понравилось фильм смотреть в уютной домашней обстановке, хотя под попкорн он не идет, за хрустом вылетит половина реплик. Скарсгард велик, не зря в Голливуде стажировался.