Москва
6.7

Фильм
Шталаг 17

Stalag 17, США, 1953
Шпионский детектив, драма о выживании и грубоватая комедия в одном флаконе

В немецком лагере для военнопленных близится Рождество. Охрана только что расстреляла двух очередных беглецов из американского барака. Американцы подозревают, что среди них завелся стукач — и самым подходящим кандидатом кажется сержант Сефтон (Уилльям Холден), самоуверенный эгоист, наладивший бойкую бартерную торговлю с тюремщиками.

  • Шталаг 17 – афиша
  • Шталаг 17 – афиша
  • Шталаг 17 – афиша
Драма, Военный
Билли Уайлдер
29 мая 1953
2 часа
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Билли Уайлдера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
10 января 2016

Идет Вторая мировая. Где-то в сердце Европы стоит один их тех ужасных концлагерей, что нацисты понастроили по всему континенту. Состав пленных – разный. Тут есть держащиеся отдельно восточноевропейские женщины, а есть и отдел американских солдат – в основном сержантов, офицеров забирают отдельно. Истрия начинается с провальной попытки побега двух парней. Судя по всему, в бараке завелся какой-то нацистский шпион, который сдал все планы беглецов. Подобную теорию подтверждают и дальнейшие события. Не сказать, что сержанты живут на пределе выживания. Условия, по сравнению с некоторыми другими концлагерями еще сносные, даже какие-то поблажки позволительны. Но чуть в обществе появляется что-то чуть более опасное, тут же на пороге появляется надзиратель, который это отбирает. Критической ситуация становится сразу после того, как в бараки привозят американского офицера, которого обвиняют в подрыве состава. Выяснить, кто же сдает все планы, становится просто жизненно необходимой задачей. Но кто же этот самый шпион? Им может быть кто угодно.

После тяжелого провала в прокате «Туза в рукаве», Билли Уайлдер тщательно выбирал новый проект. О еще одной неудаче подряд не могло было быть и речи. Как обычно в таких случаях, беспроигрышным вариантом выглядела экранизация какого-нибудь бродвейского хита, которым оказалась пьеса Дональда Бевана и Эдмунда Трцински. Причем изначально «Paramount» сомневались в потенциале пьесы после первого просмотра постановки – слишком монотонной она им показалась, без особых действий. Однако, после того, как зрители толпами повалили в театр на нее, руководство студии передумало, и дало Уайлдеру зеленый свет на постановку. Права были выкуплены за довольно крупную сумму. Все вокруг заговорили о том, что режиссер снова в почете у студии.

Действие оригинальной пьесы происходит на Дунае, где-то в Австрии, родной для Билли Уайлдера стране. То есть, по сути, это второй фильм, в котором режиссер «отправляется» на родину с краткосрочным визитом. Впрочем, режиссер не хотел, чтобы Австрия идентифицировалась у зрителей с нацистскими преступлениями, поэтому, если точно не знать подробностей первоисточника, то понять, где точно происходит действие просто невозможно. В остальном сюжет постановки остался неизменным. Разве что Уайлдер добавил несколько персонажей, один из которых – шестерка торговца – персонаж функциональный, ибо он используется в качестве закадрового голоса на те случаи, когда что-то нужно пояснить в истории.

Другим персонажем, который был введен самим Билли Уайлдером является немецкий полковник фон Шербах, которого сыграл еще один иммигрант Отто Преммингер, который частенько в годы войны играл немцев в голливудских фильмах, несмотря на то, что так же люто их ненавидел, так как был евреем из Австрии, многие из близких которого пострадали от преступного режима Гитлера. Впрочем, персонаж Преммингера тут более плоский и одномерный, чем Роммель в исполнении фон Штрохейма из «Пять гробниц по пути в Каир». Занятно, что режиссер часто сильно расширял пространство пьес, которые он брал в качестве основ для собственных фильмов. Однако тут он практически ограничивается одним бараком и двором вокруг него. Для Билли Уайлдера этот фильм становится самым герметичным и закрытым.

Как это часто случалось с Уайлдером, сценарий не был закончен в тот момент, когда уже начались непосредственно съемки. То есть у него вновь возникли проблемы с цензорами, которые нужно было решать прямо во время непосредственной работы на сцене. Да, солдатский юмор оказался слишком грубой пищей для ранимых душ цензоров. А уж сколько претензий было к эпизоду с новогодней вечеринкой – там и самогоноварение, и переодевание в женщину с последующим танцем с мужчиной. Так Билли Уайлдер продолжал расширять границы дозволенного в кино изнутри, особо не снимая ничего экстремального и авангардного.

В актеры Уайлдер набрал большое количество актеров из бродвейской постановки. На одну из ключевых же ролей он позвал Уилльяма Холдена, которого сделал звездой в фильме «Бульвар Сансет». Тот не хотел сначала сниматься, так как видел оригинальную пьесу в театре, и не смог ее досмотреть, посчитав скучной. Однако, после того, как прочитал сценарий, свое мнение изменил и согласился. Так Холен стал самым любимым актером Уайлдера. Бюджет фильма составил почти полтора миллиона долларов, что было чуть меньше привычных сумм, которыми привык распоряжаться режиссер, однако все равно этого было для него достаточно даже для того, чтобы в Калифорнии выстроить собственные декорации, повторяющие строения концлагеря. Повезло и с погодой – лил дождь и повсюду была грязь, а также у Уайлдера был повод дописать сценарий.

Съемки начались в феврале и начались с нужного настроения – Преммингер со своим немецким акцентом задавал нужный тон, хотя и невероятно сильно волновался, постоянно забывал текст, и Уайлдер вынужден был его постоянно успокаивать и сулить ему всякие вкусности за хорошо сыгранные сцены. А вот Холден был недоволен тем, что ему приходится играть довольно омерзительного типа, который ведет торговлю с нацистами и является главным подозреваемым в качестве нацистского крота. Он постоянно просил режиссера дать ему хотя бы несколько фраз, которые бы приукрасили образ его героя, но Уайлдер был абсолютно непоколебим. Кроме того, актер еще довольно прилично пил, и периодически приходил в помятом виде на съемки, что для его роли даже шло, но дисциплину ослабевало.

На съемки было потрачено почти два месяца, уложившись в расписание, а бюджет был превышен на 300 тысяч, что не вызвало никаких раздражений у начальства. После этого, вместе с постоянным монтажером Дуэйном Харрисоном Уайлдера, который в этот раз выступал в роли консультирующего монтажера, велась кропотливая работа, как удержать фильм на ровном темпе на протяжении всего хронометража, опираясь только на диалоги и сцены, снятые в очень ограниченном пространстве. Главным по монтажу тут был Джордж Томазини. Это его единственная работа с Уайлдером. Потом он уйдет работать с Альфредом Хичкоком. Затем наложили музыку, самая интересная часть которой была сосредоточена в рождественской сцене. И, конечно же, легендарная военная песня «When Johnny Comes Marching Home», ставшая музыкальным лейтмотивом картины.

Нарративно фильм получился самый настоящий триллер-худанит с шикарно закрученной интригой и просто звенящим саспенсом. Зрители зашлись в восторге во время просмотра, принеся в кассы очень хорошую сумму. Конечно, как и практически все у Уайлдера, этот фильм не является каким-то культурологическим произведением искусства с позиции развития, революционности и смелости. Это достойный, мейнстримовый фильм, но снятый настолько умело и зрелищно, что совершенно очевидно – это шедевр. Многие критики оказались просто подкуплены мастерством проделанной работы, и чуть позже называли картину одной из лучших картин о военнопленных Второй мировой. Холден, который так сильно противился работе, получил за свою роль «Оскар», а Уайлдер – номинацию за режиссуру.

0
0

Подборки Афиши
Все