Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Бесчестие

Disgrace, Австралия, ЮАР, 2008
Экранизация романа Кутзее: Джон Малкович играет профессора-европейца в ЮАР, жизнь которого рушится на глазах.

Экранизация романа нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее про белого южноафриканского литературоведа, чью дочь насилуют вчерашние жертвы апартеида.

  • Бесчестие – афиша
  • Бесч�естие – афиша
  • Бесчестие – афиша
  • Бесчестие – афиша
  • Бесчестие – афиша
Драма
18+
Стив Джейкобс
6 сентября 2008
21 мая 2009
2 часа
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Павел Л.
150 отзывов, 1677 оценок, рейтинг 374
27 мая 2009

«Бесчестие» - Фильм, который позволяет зрителю проникновенно воспринять все эмоции в усиленном режиме, погрузиться в глубину сложностей, проблем и ситуаций главных героев, заставить на себе почувствовать все те страдания, невзгоды и переживания, позволить увидеть глазами стороннего наблюдателя, но которому не все равно, а который хочет помочь, но не знает, чтобы он делал на месте персонажей фильма.

Безысходность, унижение, разрушение личности, одиночество, хрупкость и беззащитность человека в зависимости от жизненной ситуации, лишение и потеря чести и достоинства – характерное для этого фильма.

А если заглянуть немного глубже?

Вы знаете, что такое апартеид?
Этот термин был введен в ЮАР во время дискриминации и гонения негров, индейцев и «цветных». Представьте себе, что период апартеида длился с 1948 года до 1994. 46 лет беспрерывного насилия над людьми по всей территории страны. Апартеид – это официальная политика расовой сегрегации, когда негры проживали в специальных резервуарах (около 12% площади ЮАР). При этом расизм и расовая рознь проявлялись во всем. Выезд в город неграм выдавался только по специальным разрешениям, медицинские услуги были предусмотрены для всего населения с общими очередями, но качество для «белых» и негров существенно различалось, были запрещены сексуальные контакты между расами. Тоже самое происходило и в образовании, транспорте, например, в кинотеатры не пускали негров, в какое-то время была запрещена продажа им алкоголя, налоги для негров были выше чем для «белых». 46 лет – это средний возраст взрослого человека, который уже сложился и сформировался, как личность… Если представить, что всю свою жизнь человек тяготился из-за несправедливого отношения к нему, в его стране, где страдали его родственники, близкие, условия существования были непереносимыми – тогда можно по-другому подойти к изображенной ситуации в книге и фильме «Бесчестье».

Рождение «Бесчестью» дал известный писатель Джон Максвелл Кутзее, удостоенный в 2003 году нобелевской премии по литературе, а также в 1999 году – Букеровской премии. Джон родился в Кейптауне (ЮАР) в 1940 году, как раз к более осознанному возрасту, он попал в сферу апартеида, но неумышленно представлял сторону «белых». При этом он не останавливался на чье-то стороне, а был сторонним наблюдателем, что дало ему возможность дать зрителю прочувствовать наиболее объективные эмоции от пережитого людьми в это время. Он так же, как и герой фильма – был профессором английской литературы в Кейптаунском университете. В 2003 году он эмигрировал в Австралию.

Думаю, что Австралия повлияла на то, что книгу Джона Кутзее все-таки экранизировали. За дело взялся австралийский актер/режиссер/продюсер – Стив Джейкобс. Также к съемкам были привлечены австралийские актеры, и фильм вышел под флагами Австралии и ЮАР. Думаю, что решиться на экранизацию такого мощного и глубокого произведения – дело не простое. Отметим, что в паре со Стивом Джейкобсом также как и в другой его картине «Испанка» (из серии – иное кино) выступила Анна Мария Монтичелли.

Кто бы лучше сыграл роль профессора в Кейптаунском университете, героя картины Дэвида Лури, чем актер с гигантским опытом и талантом - Джон Малкович? Если Вы посмотрите на фотографии, когда Джон Малкович с бородой и на Джона Кутзее (тоже Джон, кстати) – то заметите, что в этих выразительных лицах есть что-то общее. В Малковиче видна личность, виден твердый стержень настоящего человека.
Обязательно прочитаю книгу Джона М. Кутзее – «Бесчестье». Может быть, тогда я смогу как-то по-другому воспринять фильм, но на сегодня я полон эмоций и впечатлений после вчерашнего просмотра, которые хочется зафиксировать.

Насколько полон фильм различными глубокими идеями, философского, бытового, человеческого и эмоционального характера? Как по творчески создано искомое произведение, что фильм смотрится на одном длительном и напряженном дыхании, а после него выходишь, и даже не хочется говорить, сложно даже быстро переключится… До сих пор еще не отошел от просмотра…

Ситуация в фильме – это первое время после отмены апартеида в ЮАР. Что могло в это время происходить, когда людям, находившимся в страхе, гонениях и страдании, без возможности учиться, получать медицинскую помощь и просто жить – дали свободу и сказали: «А теперь, как ни в чем не бывало, делайте – что хотите…»? Вот и получилось…

Но так многие называемые ранее «белые» никуда не делись, они остались жить там, где они привыкли, и где они устроились. Их постепенно стали окружать негры, которые ранее были как рабы, а теперь их раскрепостили и они получили те гражданские права, которых ранее не имели.

Кстати, в истории есть такой термин, как «Черное пятно» - участок земли, принадлежавший неграм, и окруженный «белыми» фермами.

В фильме показана ферма в одинокой местности в ЮАР, где живет Люси (Джессика Хейнс). Ранее она там жила с подругой-лесбиянкой и довольно долго. Я так понимаю, что у них работали некоторые негры, в том числе и Петрус (Эрик Эбуани). Но потом подруга уехала и Люси стала жить одна, никуда не переезжала, не просила помощи, не ограждалась забором, а только завела собак и купила ружье. Все «белые» жители-фермеры понимали, что времена наступили опасные и надо создать максимально возможные средства защиты. Но это тоже не поможет, когда ты живешь одна, в доме, где поблизости никого нет, а рядом живут ранее бесправные, а теперь полноправные негры. Они, конечно, смотрят на них с ненавистью, с желанием каким-то образом отобрать у них то, что они получили на крови их родственников. Но в поле зрения Петруса и его родственников попала только девушка Люси, которая неотказно всем всегда помогала, жила не агрессивно и для себя. Конечно, Петрус постепенно начал выживать Люси с территории, выкупать землю, работать на ней, получая гранты. Эти так называемые гранты, можно предположить, они насильно забирают у Люси и других жителей округи, «белых». При этом полиция ничего не делает, так как там также теперь работают негры, ранее не допущенные к возможностям власти.

Но фильм начинается не с этого. Он показывает судьбу профессора по литературе Кейптаунского университета. Этот человек – личность. Но жизнь его на момент отражения событий уже рассыпалась. С женой он развелся и она теперь живет в Голландии, дочь от брака (Люси) рано уехала на вышеупомянутую ферму, а он, тяготея к разврату, ходит по проституткам, пытаясь пробудить в себе чувства, крутит романы с молоденькими девушками. При этом студенты уже «смотрят сквозь него», его деятельность уже никого не интересует. К неграм он относится отрешенно, как наблюдатель, в чем-то отражая видение Кутзее. Дэвид Лури – человек, который постепенно растрачивает честь и достоинство, которое сформировал за свои полвека жизни. Ему одиноко, плохо, он не видит цели и конца жизни, ему относительно все равно, что вокруг него происходит, и глубоко в душе он философ и романтик.
В Университете он встречает девушку студентку, с которой закручивает роман. Точнее это выглядит как насилие. Девушка явно становится бледной и плохо выглядит из-за общения с ним, всё ей не в радость. Она как раз представляет образ «цветных», которым появился доступ к образованию, но по робости своей она не может противиться тому, что делает профессор. А он, утоляя свои похотливые желания, просто живет далее. Пока эта интрига не приводит его к скандалу. Друзья девушки мстят профессору и придают огласки случившемуся. В Университет приезжает отец девушки – который в защиту своей дочери, прав своей семьи пытается надавить на Дэвида. Но профессор без особого сожаления и волнения переносит все эти события. На совете университета, где сидят такие же профессора, которые боясь за свои кресла – дают шанс Дэвиду, только чтобы он признал свою вину и раскаялся, и рассказал свою версию. Но Дэвид спокойно говорит: «Да, я виновен» (когда смотришь на английском, накал эмоций виден особенно четко). Его выгоняют из университета.

Тогда он едет повидать дочь на ферму.

И там он сталкивается с жизнью, в которой живет его дочь. Он узнает, что она ведется собственное хозяйство, выращивает продукты и продает их на рынке, она помогает благотворительной ветеринарной клинике и постепенно отдает куски земли Петрусу, садовому работнику (негру). Петрус ведет себя довольно свободно, заходит – когда хочет, смотреть телевизор, берет инструменты и т.д.
И в один прекрасный день Дэвид сталкивается с тем, что еще делает Петрус и его родственники.

На них с Люси нападают три подростка, которые насилуют Люси, грабят дом, поджигают Дэвида, обливая его керосином. Кроме этого они перестреливают собак. Дэвид уже не может помочь и спасти ситуацию… Он постепенно ощущает свою беспомощность и беззащитность в окружающем мире. Но в целом он пока не теряет свою личность, честь и гордость, пытаясь как-то спасти ситуацию.

Они постепенно отходят от произошедшего. Дэвиду приходит в голову, что как-то странно в этой всей ситуации ведет себя Петрус, тем более, что именно в момент нападения его не было, а после этого он активно начал продолжать строительство своего дома и облагораживание своего участка. При всем этом Люси, страдает каждую ночь, она не рассказывает Дэвиду ничего, что происходит и ходила ли она к врачу после произошедшего, чтобы «позаботиться о последствиях».

Здесь очень остро затронута тема отношений отцов и детей. Дэвид, ведущий в принципе жестокий и безразличный к другим людям, а особенно к девушкам, образ жизни давно не общался с Люси. И даже не звонил ей. Тут вдруг, почувствовав, что ему стало одиноко, а все остальные его изгнали из общества, он наведывается к Люси, и со своим критическим взглядом на все, пытается что-то изменить, что заведомо ему не под силу. Девушка, конечно, сторонится его, она не благодарна ему за то, что раньше его не было, что он похотливый мужик, такой же как и многие, только еще и совсем безразличный. Но она не может от него отказаться, тем более, что по своей сути она очень добрый человек и призвана помогать.

Вчера меня посетила мысль о том, что Люси и все что с ней происходит – это расплата за то, что делает ее отец. Он что-то берет от жизни, доставляя страдания другим, а у Люси подобными методами забирают… Но это только мысль. Здесь ситуация очень многосторонняя.

И они оба постепенно теряют свою честь в том мире, который ранее отбирал честь и достоинство у тысяч других ни в чем виноватых людей в период апартеида.

Люси и Дэвид ближаются, хотя Люси все равно не пускает его близко. Дэвид начинает работать в ветеринарной клинике, помогая усыплять местных собак и отвозить их на сжигание. В ветеринарной клинике он сближается с женщиной, уже средних лет, не такой красивой, как его молодые пассии. Он стабильно начинают заниматься любовью. Это также что-то отбирает у Дэвида, частичку его личности. Но придает силы и желания жить для этой женщины, которая проживая на пожертвования, ведет благотворительный образ жизни, живет не для себя.

Потом на вечеринке у Петруса, Дэвид и Люси находят парня, который был в числе насильников. Дэвид устраивает скандал. Но это ни к чему не приводит. В разговоре с Петрусом, профессор узнает, что этот парень родственник Петрусу, а Петрус должен его защищать. По мнению бывшего «крестьянина» дело было сделано плохое, но теперь все хорошо, тем более, что «страховая вернет и телевизор и машину».

Жестокость и безнаказанность окружающей среды, упрямость Люси остаться жить именно в этом месте – давят на Дэвида.

Он уезжает на время в семью той девушки из университета с целью пообщаться с его отцом. Он извиняется перед ним, и становится на колени перед матерью и младшей сестрой девушки. После этого он посещает спектакль, в котором играет их дочь, откуда его выгоняет тот же товарищ, который представляя «цветных» защищал девушку.

Более подавленный, побывав в своей квартире в Кейптауне и увидев там полную разруху, он возвращается к Люси, которая говорит, что беременна. На вопрос «А как же врач?», Люси говорит «что она тоже женщина…».

Понимая всю сложность ситуации, Дэвид, не показывая, выходит прогуляться и плачет…

А далее, из общения с Петрусом узнает, что он планирует жениться на Люси, так как его родственник-насильник еще молод, но потом он обязательно женится. Подойдя к Люси Дэвид узнает, что это сделано для того, чтобы она стала его родственником, и он стал защищать ее, а она переписала на него всю землю, жила только в доме, его арендовала. Она согласна на это…

Малкович: «Какое унизительное положение…»

Люси: «Да, я согласна…»

Малкович: «Как собака…»

Люси: «Да, как собака…»

Унижение и бесчестие достигают своего апогея, но еще не до конца. Дэвид, не понимая всего этого, уезжает в ветеринарную клинику – пожить ненадолго там. Он думает, размышляет, дописывает оперу… Там слушает его музыку одна худая собачка, он привыкает к ней, но когда доходит ее очередь к усыплению, он на секунду задумывается, но потом все равно несет ее на усыпления, не давая жить дольше, а потом умирать с большим сожалением… Как Байрон… В его доме в Кейптауне было много книг о Байроне, да и оперу профессор писал о Байроне, кажется, в Италии. А Байрон умер в 26 лет, был поэтом-романтиком, при рождении стал Лордом, а потом отдал все свое нажитое ради спасения Греции, ради идеи. Он не дожил до одиночества и унижения. Может быть Малкович, хотел быть на месте Байрона…и не попасть в сети судьбы.

Усыпив собаку, он возвращается к Люси, но уже пешком, оставляя машину на горе. Она с животом, вокруг разрастается ферма Петруса. Люси предлагает ему попить чаю и он идет к ней с улыбкой. Он смирился с тем, к чему привела жизнь. Не оставляя одну Люси, обесчещенную и лишенную достоинства в тяжелых условиях, он, тоже без чести, жертвует собой окончательно. Принимает решение и определяет свой дальнейший путь… без той личности, без той гордости, вне жизни…

Очень сложно писать про этот фильм, но что-то я отобразил. Постоянно приходят новые мысли по постановке, по сценарию, по сюжету, по переплетению философских идей.

Посмотрите, обязательно!!!! Не пожалеете!!!

Спасибо

7
0
7
Никита Аксенов
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 7
27 мая 2009

Сюжет повторять смысла нет. По-простому он выглядит так: Он - обесчестил ее. Они - обесчестили его и его дочь. Он раскаялся - они и не думали.
Фильм,конечно,пища не для души,а для ума. Здесь такое раздвоение парадоксально отчетливо.
На поверхности - идея безнадежности попыток гармоничного сосуществования разных культур (не обязательно тех,которые в фильме). И встречная - соседство возможно (негр постепенно достраивает свой дом рядом с домом Люси - финальный кадр), но путем взаимных уступок,услуг,если угодно,и, как следствие,"врастание" культур. Т.е.надежда все-таки есть.С одной стороны будущий ребенок - как апофеоз разрешения проблемы (после "разрешения" матери). Но смешение или ассимиляция никогда или редко проходило среди народов как в генетике - примерно 50х50. Как правило,один народ,(раса) перевешивал. Оставление ребенка как проявление своего бессилия перед лицом более молодой,более мощной стихии. Время стареющей "белой" расы прошло. Некогда господствовавшая западноевропейская,христианско-атлантическая культура, становится жертвой в том числе из-за своей пресловутой политкорректности (черные,мексиканцы в США,арабы во Франции и т.д.).В фильме осознание тупиковости ситуации в т.ч. у интеллигенции,выраженное в отсутствии воли и позиции (Малкович).
Насилие свойственно всем, просто у "белых" оно загнано глубже, но иногда прорывается в виде "огня охватившего". Молодые черные, изнасиловавшие Люси, избившие ее отца, ничуть не хуже и ненамного превзошли грань допустимого - просто каждый выступил в своей "весовой категории".Т.е. Девид в рамках своей культуры,своего сообщества,совершил,возможно, куда более серьезные девиации.

Самый "прозрачный" посыл - прощение и принятие, поступок и расплата за него (бумеранг вернется). Как только герой Малковича просит прощения у родителей студентки, ему становится проще-простить обидчиков в финале.

Ключевая фраза фильма "Уже можно начинать беспокоиться?" - спрашивает как бы сам себя Девид,подходя к дому,и увидев троих черных подростков.Так и хочется добавить:"Уже поздно начинать беспокоиться,наше время прошло."Мы" научили "их" строить дома вместо шалашей,ездить на Короллах, а не на лошадях,ослах,коровах,стрелять из ружей,а не из луков, но не смогли по-настоящему привить свою культуру, и в первую очередь этику. Подарив плоды культуры,не привили ее саму. Предложили обезьяне банан,та его съела, а ненужную кожуру бросила обратно,не сказав спасибо (да простят меня борцы за права всех на свете) и это нормально,на кой черт она ей.
"Мы убьем вас всех,мы всех вас убьем!!!" - кричит ополоумевший негр-подросток,возбужденный от вида голого тела Люси и тумаков ее отца. Так оно и будет: арабы "сбросят" евреев в море,негры заразят всех не-негров СПИДом,а сами выживут,талибы победят в Афганистане,радикалы во всем арабском мире и etc..."Закат Европы" одним словом.
Есть и "мягкий" сценарий:мы вас не убьем,а потихонечку съедим. Негр-сосед восстанавливает историческую справедливость,строя свой дом,потихоньку забирая всю землю,научившись строить и одалживая инструменты.
Опера,которую пишет герой Малковича,возможно, символ сублимации "развитого" общества,представители которого при первой же возможности (первом желании "прижмет к земле"и изнасилует,убивая другого человека,хоть и симфаллически. Другой мощный образ - черная проститутка в машине, делающая минет на фоне огней ночного города - квинтэссенции "передовой" культуры - как желание контролировать инстинкты и осознание невозможности оного. В сознательном убийстве главным героем не обреченного еще щенка, я увидел месть всему животному в человеке.
Ну,и,конечно,вечная тема насилия и реакции на нее.Христианская этика не дает ответа на вопрос,как реагировать на насилие,особенно,если оно исходит от представителя другой культуры,у которого "своя" правда.
Очень сильны некоторые кадры, да и вообще,операторская работа. Вращающееся колесо перевернутого велосипеда на фоне Девида, белая рука девушки,входящая в сырую черную землю, Девид,сидящий на полу в туалете,около унитаза - эти и многие другие образы дают волю воображению и ассоциациям. Несомненными плюсами еще я бы назвал все актерские работы и музыку....
Для меня призрачное решение нерешаемого в этом фильме - это семья девушки-студентки,живущая по канонам условно "белой" расы VS Люси,пускающей на свою территорию чужих,постепенно вторгающихся в ее пространства, и принимающая их правила игры,пусть и под воздействием страха.
Пройдя в финальной сцене пешком от машины к "прозрению", Малкович понимает позицию дочери и скорее вынужден ее принять,т.к. просто не видит иного выхода.
Смиритесь смиренные....такая вот не универсальная истина...
Весь фильм в голове почему-то вертелась песня "Аукцыона" - "Спи солдат". "...переплетено" так,что не распутать.

5
0
7
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
3 сентября 2021

Бережная экранизация матерой достоевщины нобелевского лауреата – из-за изменения порядка сцен более оптимистичная, чем оригинал. Природа и работа оператора иногда даже отвлекают от махровой морали: раз домогаешься проституток и студенток, твою дочь трахнет свора жертв апартеида.

5
0
9
Vitamin_I
14 отзывов, 28 оценок, рейтинг 34
8 июня 2009
Надорвался белый человек...


Герои Киплинга несли свое бремя, истово веря в великую цивилизаторскую миссию. Теперь они приобщают аборигенов к цивилизации, преподавая европейскую литературу. Престарелый профессор байронического склада (бесподобный Малкович) унаследовал от тех романтических времен гордость героя-одиночки, высокомерие и несгибаемую волю, от себя же внес неукротимое либидо. Оно-то и поставило его на одну доску с туземцами, изнасиловавшими его дочь. Отдадим профессору должное: муки совести приводят его душу к покаянию. Чернокожий идиот, который, похоже, станет папочкой его внука, угрызений не испытывает - на то и идиот.
Белый же человек превращается из героя в подвижника, причем бесповоротно. Кажется, униженное коленопреклонение профессора перед жертвой его животной страсти придаст ему силы судить самому. Вот-вот разыграется драма Догвиля… Но нет. Все, на что он способен, - отлупить идиота и принять выбор дочери.
Бежать на родину, в Голландию? Это было бы нечестно. Это другая история, потому что в нашей – не веселая старушка-Европа и секс-меньшинства, но молодая Южная Африка и негры-насильники. Там – гламур, здесь – его изнанка. Тот же узор, но в цветах негатива. Европа исчерпала свою энергию и занялась обустройством своего дома. Изнасилованная лесбиянка остается в своем, южноафриканском. В западном обществе метросексуалов правит женщина, и здесь, в Африке, тоже решает она. И она родит ребенка, пускай от дебила-насильника.
Отец принимает выбор дочери с истинно христианским смирением. Мерзкая плоть… Укротив ее, наш герой одолел заодно и мятежный дух. Отныне дочь и отец – под патронажем чернокожего соседа, нового хозяина земли. Или Земли?
Веселенькая такая притча…

2
0
7
Глазурь
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 7
29 мая 2009

Накал страстей и эмоций в фильме столь велик, что сопереживая героям, накапливая обиду, ждешь взрыв, но взрыв так и не произходит, герои послушно склоняют головы под бичом несчастий, не борятся и никак не действуют. Все зло, свершившееся c ними, остается безнаказанным, главная героиня поражает своим тупым упрямством в принятии, непонятно на чем основанных жизненно важных, решений. Ну, скажите, зачем нормальной белой женщине оставаться жить совершенно одной в африканской глуши, где ее уже изнасиловали и ограбили, и, теперь, видимо она ждет повторения сиих событий. Будучи фанаткой огородиков и цветов, почему бы ей не разбить такой где-то в цивилизованном мире белых людей и также ходить на рыночек по утрам торговать дарами природы? Но это полбеды, непонятно, почему она с таким упорством, забеременев от одного из насильников, решает рожать ребенка и ни в коем случае не делать аборт, но при этом плачет, переживает и рвет на себе волосы. В общем, логика рассуждений главной героини мне осталась не очень понятной. Какое-то всепрощение и безоговорочное принятие всего, что происходит с тобой.

Малкович конечно красавец, я просто искренне люблю этого актера, в чем еще раз и убедилась. Герой его, которому уже за пятьдесят, никак не успокоится на тему женского пола, причем склонять молоденьких девушек к сексу, против их воли, возбуждает в нем животную страсть, чем собственно он и наживает себе проблем в жизни. Еще большие проблемы с дочерью заставляют пересмотреть его свое поведение и раскаяться. При всем при этом герой его безволен и нерешителен, интеллигентен до мозга и костей и неспособен на защиту своего чада, как мужчина и отец.

Главная идея фильма - не делай другим то, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. Все деяния наши возвращаются нам же, только в утрированных размерах – эффект бумеранга.
Очень неплохи были рассуждения о вожделении, животной страсти и подавлении её. В целом, фильм жизненный, заставляющий в очередной раз осознать, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и коль уж случилась у тебя беда, никому ты абсолютно не нужен и не важен, кроме твоих близких. Оказавшись в унизительном положении: «как собаки», тебе решать принять все это и смириться или бунтовать и пытаться вырваться из-под гнета этого самого унижения.

2
0

Подборки Афиши
Все