Комедийный вестерн про неудачника Кэйбла Хога, который нашел в Долине Смерти источник питьевой воды и решил открыть в пустыне платный оазис.
Вестерн, Трагикомедия |
Сэм Пекинпа |
13 мая 1970 |
2 часа 1 минута |
Чуть менее кровожадный, чем «Дикая банда», вестерн от одного из самого эксцентричного американского режиссера своего поколения, Сэма Пекинпа. Итак, Дикий Запад, самый суровый фронтир. Искатель заработка, человек с сомнительными моральными устоями, Кейбл Хог (Джейсон Робардс) оказывается брошенным бандитами посреди жесточайшей пустыни. Он чуть не умирает там, но случайно (или по воли Божественного Провидения, о котором он так молил) натыкается на водный источник. Это не только спасает ему жизнь, но и оказывается способом очень здорово заработать. Дело в том, что в этой части пустыни не существует ни одного источника, поэтому путешественники вынуждены тащить огромные бурдюки с водой, на которых могли бы сэкономить, будь тут нечто подобное тому, что нашел Хог. Тот, прикинув что к чему, и встретив по пути весьма хитрого пастора, решает застолбить за собой участок и возвести там как минимум лагерь. Постепенно на месте этого оазиса вырастает поселение Кейбл-Спрингс. Вот примерно так появлялась цивилизация в тех местах.
Фильм, который из-за характера Пекинпы и нежелания мириться с требованиями студии, стоил ему счастливой и благодатной карьеры – у «Warner Bros» были на режиссера, после его успеха с «Дикой бандой», большие планы. Начиналось все, впрочем, довольно радужно. После того, как студия купила права на экранизацию книги, а Пекинпа почувствовал в себе долг снять оммаж своему отцу, дяде и прочим покорителям Дикого Запада, был тщательно проработан сценарий, просчитан бюджет (1 миллион) и составлен график. И тут, практически с первых же дней съемок все пошло не так, как ожидалось. Длительные дожди привели к задержкам в графике с первой же недели. Сходя с ума от скуки и злости на непогоду, заваливался в бар вместе с актерами и техниками, да увольнял каждый день кого-нибудь. Все были, конечно, в ужасе.
Над фильмом впервые вместе с отцом работала дочь Пекинпы, которая со своим бойфрендом делала документальный фильм о том, как ее знаменитый отец снимает новый хит. Однако вскоре она покинула проект. Дело в том, что режиссер решил для первой сцены взорвать перед камерой ящерицу. Засунуть в нее небольшую хлопушку и на рапиде снять, будто в нее попадает пуля. Все вокруг были в шоке от задуманного, и даже подкидывали Пекинпе тайком различные статьи и цитаты из его любимого Акиры Куросавы, мол, убьешь ящерицу – сто лет счастья не видать. В лицо ему бы подобное никто не сказал – все его боялись. Но, и это не помогло, сцена была снята, вы ее видели, жутковато. Дочь в слезах покинула съемочную площадку. Хотя позже она будет вновь с ним работать, хотя сложно припомнить картину, на которой она осталась до самого финала.
В целом съемки фильма затянулись на несколько дней, а бюджет был превышен на три миллиона. Испуганные продюсеры, без ведома Пекинпы, показали очень сырую версию начальству. Те были страшно недовольны увиденным, и велели все порезать и переклеить. Вернувшийся в Голливуд режиссер, когда узнал о преждевременном показе, рвал и метал, но было уже поздно – его отодвинули от возможности свести фильм, как он этого сам хотел. Когда фильм выпустили в прокат, он довольно быстро и громко провалился, оказавшись снятым уже после пары недель. Пресса обвиняла картину в претенциозности и неповоротливости, хотя признавала достоинства определенных моментов и сцен. И действительно, совершенно очевидно, что некоторые вещи сняты чрезвычайно талантливо, хотя, как фильм, все же, работает не все. К примеру, довольно слабо проработаны любовные линии. Впрочем, этого Пекинпа никогда не умел, и был любим совсем за другого рода эмоции.
Как вестерн, фильм вышел в больше степени антуражным. Пальбы особой нет, индейцев нет, ограблений и плохих парней практически тоже. Есть же типичный городок дикого запада(с которым действие связано не впрямую), прерии с дилижансом, и сам Кейбл Хог, человек сугубо положительный и обычный, а никакой не супермен a la Клинт Иствуд. Есть действительно пара смешных моментов, и любовь тоже есть. Но потому фильм и назван балладой. Смотрится не без интереса, но были у Сэма Пекинпа фильмы и подинамичнее, с более интригующими завязками сюжета, нежели в случае Кейбла Хога. Интересно снятым показался самый конец: в финальной сцене было что-то от классики в стиле Чехова, а автомобили придали ей некий неожиданный вид.