Трагикомедия, Криминальный |
16+ |
Луи Маль |
22 февраля 1967 |
август 2022 |
2 часа |
Начало двадцатого века, Париж. В городе появляется вероломный, проворный и умный вор по имени Джордж Рендал (Жан-Поль Бельмондо), перед которым открываются все сокровищницы и столицы Франции (и не только). А те, которые не открываются, он с успехом и без стеснения откроет сам. Детство у него было не самое радостное, его воспитал его дядя, однако особой благодарности за годы юности Джордж не испытывает. Особенно, когда узнает, что дядя хочет выдать Шарлотту (Женевьев Бужоль), кузину Джорджа, в которую он влюблен, за богатого человека. Как способ получить удовольствие от мести, а может и нарушить планы сватовства, Джордж решает ограбить собственный дом и утащить приданное невесты на выданье. Невеста не очень против, в отличие от дяди. Впрочем, это ограбление будет не первым в череде лихих афер авантюриста и настоящего денди в котелке и с тростью.
Фильм, равно как и книгу, по которой он был поставлен, нельзя назвать классическим представителем произведений о грабителях. Слишком много деталей и внимания уделено как отношениям Джорджа и Шарлотты, так и довольно острой критики буржуазных устоев, морали и принципов. Однако и истории про Робин Гуда тоже не будет – Джордж, несмотря на то, что обладает кое какими взглядами на политическое устройство Европы, но если и готов бороться с несправедливостью, только по отношению к себе. Иными словами, фильм рискует оказаться в числе каких-то салонных романчиков, пусть и с довольно необычными социальными синкопами и тщательной проработкой антуража городской жизни середины 19-го и 20-го веков.
Удивительный костюмированный фильм про французских воров начала двадцатого века. Заявленный, как "авантюрная комедия", фильм был одним из последних в очереди на просмотр в подборке французских фильмов - ничего особенного от него я не ожидал. И, как оказалось, зря - простоватый с виду фильм про аристократа в исполнении предельно серьёзного Жана-Поля Бельмондо, пущенного по миру дядей и решившего стать вором, разворачивается в какой-то момент в неожиданную сторону. Поскольку случай необычный, предупреждаю - дальше спойлеры. Фильмы, они как обычно устроены - должен быть персонаж, которому сопереживаешь. Тут же герой Бельмондо достаточно быстро разбирается в тонкостях профессии и действие начинает довольно быстро напоминать передачи из программы телеканала НТВ. Более того, окружают главного героя сплошь негодяи и сволочи, от вора в сутане до жены помощника депутата, сдающей герою адреса богатых квартир "членов партии". Единственный светлый персонаж - кузина Шарлотта в исполнении красавицы Женевьевы Бюжо, и то потому что малолетняя дурочка). В какой-то момент сюжет норовит свалиться в политиканство - в жизни героя появляется некий "супер вор", сбежавший из тюрьмы и изрекающий пламенные речи о необходимой революции и о том, что систему надо менять, но его в пять минут угондошивают шпики в штатском, и Жан-Поль продолжает заниматься грабежами. Более того, фильм практически заканчивается хэппи-эндом - главный герой мстит кинувшему его дяде и женится на своей детской любви, уже упомянутой кузине, но с фразой "я не могу отказаться от такой жизни", он вновь выносит чей-то дом. При этом он делает это с невозмутимым лицом Алена Делона, всячески показывая зрителю, что удовольствия он от этого уже не получает, но остановиться не может. И вот когда кажется, что сейчас, согласно всем законам жанра, на выходе из особняка его и повяжут, Жан-Поль с двумя набитыми чемоданами антиквариата садится в поезд под финальные титры спокойно уезжает. Всю эту неправильность лишь подчёркивает полное отсутствие в фильме какой-либо музыки. Настолько медиативное зрелище, что посмотреть стоит обязательно. Ну и ещё в фильме россыпь безумно красивых женщин.
Жорж Рандаль - вор по призванию. Когда-то собственный дядя ограбил его, лишив законного наследства, и тот в отместку ловко обчистил его квартиру. После этого Рандаль уже не может остановиться. Каждая кража - это способ самоутверждения. Однако постепенно в душе вора прочно поселяется страх, он перестает быть уверен в себе. Теперь после очередного грабежа он стремится поскорее добраться до поезда и уехать куда подальше. Но ведь от судьбы, как от сумы, не убежишь...