Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Свободное плавание

Россия, 2006
Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы

Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы в провинциальном городке.

  • Свободное плавание – афиша
  • Свободное плавание – афиша
  • Свободное плавание – афиша
  • Свободное плавание – афиша
  • Свободное плавание – афиша
Комедия, Ромком
12+
Борис Хлебников
8 сентября 2006
8 сентября 2006
1 час 41 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Бориса Хлебникова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20389
1 ноября 2006

Завод закрыли, и Леня (Александр Яценко), кудрявый юноша без особых примет и с техническими навыками, отправляется на биржу труда — так в приволжском городке называется окно, скрывающее сердобольную даму с детективом в руках. Пробует себя в торговле обувью на рынке, требующей несвойственной ему инициативности. Затем — в малярном деле, которое, впрочем, остается теорией, поскольку по пути на работу Леня совершает побег, испугавшись чисто женского коллектива. Наконец, молодой человек надолго зависает на дорожных работах: в сомнительной компании человека-пестика и человека-ведра укладывает дорогу без начала и конца. Параллельно он выслушивает уроки жизни от бригадира, склонного к безоглядной романтизации своей профессии, и заводит нечто вроде романа с девушкой по имени Свинья, она же Хрюша.

«Свободное плавание» — кино принципиально без крупных планов (даже если они там есть): камера слишком бережет иллюзию отстраненности, чтобы вглядываться в лица, а герои слишком берегут эмоции, чтобы выражать их с помощью лицевых мускулов. И почти без слов: эти люди и говорить толком не умеют, предпочитая невербальную коммуникацию, а главное — сказать им друг другу, в общем-то, нечего. Ну а правда — что тут скажешь? Закономерно, что красноречивый бригадир — единственный персонаж, который вроде бы умеет обращаться со словами, — выглядит наибольшим идиотом. И в лучшие моменты фильм вообще превращается в комическую пантомиму: когда герой, например, танцует с разными партнершами в сельском клубе или помогает чем может голодной козе.

Справедливости ради, главный хлебниковский козырь — самурайская сдержанность — в конце концов его слегка и подводит: в кульминационной сцене режиссер так боится сфальшивить, что спускает кульминацию на тормозах; ее, строго говоря, и нет — что, конечно, неправильно. Но стертый финал, кажется, единственное, что в фильме по-настоящему смущает.

Хлебников вновь, как и в сделанном им в соавторстве с Алексеем Попогребским «Коктебеле», демонстрирует исключительное чувство кадра и ритма, чуткость к микродвижениям — качество, без которого оба фильма издавали бы лишь монотонное журчание. Когда в поле зрения оказывается больше одного человека, режиссер начинает заметно нервничать, а любое целенаправленное движение синонимично суете и вызывает у него, как и у героя, паническую атаку. «Свободное плавание» — почти что диафильм; если играть в китайскую рулетку, примерно так: животное — кошка, фрукт — яблоко, картина — пейзаж, песня — на трех аккордах и без припева.

В том, как виртуозно Хлебников прикидывается святой простотой, чудится какая-то расчетливость, но чудится скорее по инерции: слишком давно российское кино не знало искреннего примитивизма. Трудно отказать себе в удовольствии поставить «Свободное плавание» антитезой вырыпаевской «Эйфории»: и там и там — безъязыкая провинция с едва одушевленными героями. Но одни и те же «че? ну а че?» у Вырыпаева выглядят кокетством и враньем, а у Хлебникова они органичны. Потому что Вырыпаев, будь он трижды с Дона, смотрит на жизнь с позиции столичной штучки, а москвич Хлебников — продукт окраины в самом необидном смысле слова. Окраины, которой являются, например, и Финляндия, и Грузия, и Огайо: заклинание «джармуш-каурисмяки-иоселиани» (во всех трех случаях, причем с поправкой «ранний») в отношении режиссера уже произнесено с разных трибун столько раз, что и повторять стыдно, но некий гипотетический ранний Джаркауриани действительно, наверное, подписался бы под «Свободным плаванием» с радостью. Что уж там скрывать — понятно, что Хлебников никакой не Пиросмани, а киновед со вгиковским дипломом. Культурная память у него работает превосходно, и если что-то волнует режиссера меньше всего, то это, наверное, социальные проблемы российской провинции: герой Яценко, в сущности, Антуан Дуанель, по стечению обстоятельств родившийся не в Париже, а в Мухосранске. Что «простота хуже воровства» — придумали трусы, а Попогребский вон вообще выпускает картину под названием «Простые вещи». Простые вещи: самое человечное кино получается почему-то у мизантропов; жлобоватых пролетариев лучше всего понимают интеллигентнейшие пьющие люди; приличный человек плавает как утюг.

8
0

Отзывы

5
Андрей Лагунов
43 отзыва, 819 оценок, рейтинг 525
13 апреля 2011
Oscuro....


Фильм настолько авторский, что стоит только диву даваться, откуда в наше время берутся деньги на подобное творчество...
В процессе просмотра сего сатирического, но какого-то безысходного, сюжета возникает непреодолимое желание напиться непосредственно после окончания фильма. Но бодрящие титры в сопровождении весёленькой песенки Тото Кутуньо порождают какой-то беспричинный оптимизм в светлое будущее грузового плавсредства на реке Волга. И, видимо, сиречь всей нашей Родины...
Количество благодарностей в титрах фильма превышает все разумные пределы. Что тоже говорит об оптимизме съёмочной команды, а также о наличие его у селян и горожан в местах съёмки картины.

Очень понравилась "картинка" фильма. Оператор - просто гений нашего времени..
Ещё понравились диалоги. Очень лаконичны и выразительны.
Всё остальное показалось хоть и комично, но беспросветно депрессивно.

Яценко снова снялся в неформате. С качественным постоянством чего, его можно только поздравить... Только хотелось бы сказать ему, что очки ему идут больше, чем наличие контактных линз.
Фильм особенно рекомендую посмотреть депрессивным пигмеям в ЮАР или пьющим эскимосам на Аляске. Чтобы понять, что даже их экзотическая депрессия и запой - это просто фигня, по сравнению с нашей туманнной поволжской тоской, ранним утром у Центра занятости населения, где-то в глубинах Ярославской области))

5
1
3
Виталий v
117 отзывов, 144 оценки, рейтинг 102
17 апреля 2010

Лёгкий игровой фильм. Арт-хаусная затянутость несколько утомляет, но это единственное, что есть в фильме от арт-хауса. Road movie в российской глубинке. Полное отсутствие интеллекта. Дикая растительность средней полосы. Матерные диалоги. Стёб. Мутная безцельная жизнь тормозного парня. Культурологический срез российской реальности девяностых-нулевых. Окно в Россию для западного зрителя.
Всё то же самое безумное кино двоечника нового российского кинематографа Бориса Хлебникова, учившегося снимать у Валерии Гай Германики. Всё те же байки из провинции и всё те же герои - маленькие человечики, которые всегда будут писаться с маленькой буквы.
Хорошая работа звукорежиссёра. Звук как в фильмах Тарковского. Необычайно реалистично и захватывающе. Не понравилась игра Евгения Сытого - схалтурил. Пётр Зайченко чем-то напомнил Бананана.
На какие-либо глубокие размышления фильм не наталкивает. Посмотрел и забыл.

2
0
7
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
31 марта 2010

запоминающийся фильм и актеры. Очень я соскучился по таким любовным монологам, очень их не хватает в кино. "Дятлы дороги", человек-ведро и человек-пестик - это сильно. Раньше это удивляло, теперь осознаю, что моя страна такая как здесь.

2
0
9
Валерий Посиделов
16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 13
18 апреля 2008
СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ РОССИЙСКОГО КИНО

Молодой, но уже культовый режиссёр Борис Хлебников, снявший в соавторстве с Попогребским замечательный фильм «Коктебель», решил стартовать самостоятельно, на этот раз в комедийном жанре. Хотя назвать этот фильм комедией, как – то ломает. Один знакомый, перед просмотром фильма напился на фуршете и уснул. Проснулся; спрашивает взрослого сына: О чём комедия, сынок? - О нашей скотской жизни – отвечает двадцатилетний парень. «Ну, тогда и не жалко, чего над ней смеяться, правильно сделал, что уснул, хоть выспался». Многих такое кино действительно убаюкивает, поскольку – это скорее не то кино в общепринятом смысле, кассовости и массовости. Это некий галлюциноген, от которого засыпают те люди, в сущности, о которых фильм снят. Им нужны «бондианы» и «форсажи». «Свободное плавание» - это скорее производственная мелодрама из жизни дорожных рабочих. Точнее, об их безработице, пьянстве, медитативном исступлении в глубоких русских провинциях. Только вот ни дороги, ни дураки уже не две наши основные проблемы. Дороги хорошеют, а те, кто их строит не дураки вовсе. Просто они обречены на бедность и малообразованность. Слишком они далеки от столичного гламура, который им показывают в межрекламном пространстве по телевизору. И дураки они в том лишь, что до сих пор не дозрели до рабоче-крестьянских погромов.

Живёт парень Лёня в славном городе Мышкине Ярославской области. Город, кажется, занесён в книгу Гиннеса, как самый мелкий на планете. По счастливой иронии судьбы я недавно плавал по Волге, и Мышкин успел пару раз обойти за несколько часов. Волжские города как нельзя к стати подходят к подобного рода кино натуре. Здесь бухают по чёрному, бросают бутылки в проходящие теплоходы с завистью к неведомой, красоте жизни. Здесь люто дерутся на центральных улицах. А в храме изображённом на нашей тысячирублёвке, просто мусорка. Вот и Лёха работал на заводе, ездил на дискотеки в сельский клуб, дрался. Девок зажимал, подпалил бороду пьянице, пытаясь дать ему прикурить. Завод продали, закрыли, всех выгнали. Лёха искал работу на бирже труда. Словом разброд и метания юной души. В этой кино жизни люди почти разучились говорить на русском языке. Они телепатят, то есть общаются почти телепатически, обходясь фразами: «Ты чё, да не чё!» Такие фразы как « она – сам секс» - это уже поэзия. Хлебников бывший биолог, затем кинокритик. Этим двум профессия присуще одно общее. И те, и другие под микроскопом исследуют макро и микро миры. С неторопливостью натуралиста, рассматривает Хлебников микробов и букашек под камерой - микроскопом. Он просто наблюдает, не делая никаких выводов. Жить он зрителя не учит, как это делалось в плохом советском кино. Одна известная рок - группа однажды снимала свой концерт. Они на резинке бросили в толпу камеру. И каждый из фанатов пытался запечатлеть свою искажённую рожу, а потом камеру оттягивалась резинкой. А у Хлебникова съёмка гениальна. Камера будто бы подвешена на бельевую верёвку, среди штопаных трусов и застиранных простыней. Она неторопливо снимает мутность провинциальной жизни. Хлебников – эстет и кино гурман. От того в его картинках проскальзывают, словно цитаты из гениев мирового кино: Джармуша, Трюффо, Иоселиани, Каурисмяки и даже Романа Полянского. Это такое, почти документальное кино, которое неискушённому зрителю может показаться лабудой. Но это модно на Европах. И это получает всевозможные призы на фестивалях. Только русскому провинциалу ни в Мышкине, ни в Чапаевске от этого не легче. И будет он с удовольствием смотреть заморскую красоту, капая слюной на стоптанные ботинки, проливая на пол пиво или водку. И заедать всё это попкорном. Хороший фильм снял талантливый кинокритик Хлебников, но снял он его для критиков, эстетов, журналистов, премий, хвальбы и лёгкого ворчания на форумах. А народ, погрязший в абсурде жизни в бескрайних Пырловках и Мышкиных, опять послужил статистами и декорацией для большого искусства. И сдаётся мне, что самым мощным отзывом на эту замечательную картину был сон того выпившего дядьки после фуршета.

2
0
9
Марина Смирнова
31 отзыв, 31 оценка, рейтинг 6
18 декабря 2015
Маленькое и большое плавание

Оказаться в свободном плавании сколь заманчиво, столь и рискованно — кто знает, куда ты приплывешь, если впереди не видно ни зги. Всё зависит от капитана корабля. Вот и главный герой, Ленька, однажды оказывается в таком свободном плавании. Не имея особых амбиций и притязаний, он самостоятельно ищет себе работу в родном городе. И находит, постоянно при этом сворачивая куда-то не туда, затем поправляется, делает какие-то выводы и молча продолжает своё дело.

В самом начале экранного времени наш герой следует за всеми — делает то же, что и другие — вот он на заводе, а потом — кадр, странным образом сочетающий в себе динамику и статику — едет на велосипеде вместе с двумя товарищами — чтобы доехать наконец до деревенского клуба. Сначала Лёня плывет по течению и мы видим, что его качает и уносит явно куда-то не туда, как и всех прочих. В какой-то момент ему приходится покинуть свое место — в небольшом городе, в котором от градообразующего предприятия ничего не осталось — по иронии судьбы его выкупили американцы — разошлись пути-дороги прежних рабочих, среди которых затесался и Лёня. Так и начинается его самостоятельное плавание. С городом у него родство душ — где родился, там и пригодился, как говорится. Не совсем последовательно, но упорно, персонаж Александра Яценко держится своей линии — безо всяких связей, что называется, довольно культурно он берётся за работу, которая есть, и делает её честно.

Достоверность поселочного быта, и особенно шум автобуса, и грохот, и весёлый гам маляров, к компании которых прислушивается Лёня, настраивает больше на отдых, а не на работу. Правда героиня Дарьи Екамасовой признается, что летом в деревне скучно, «скорей бы в школу». Кажется, и действительно скучно. Вот только романтика летних ночей, узнаваемые пейзажи, милые детскому сердцу, окутанные воспоминаниями, и, наконец, уют деревенской комнаты с фотообоями, вещи, продающиеся на местном базаре, обволакивают и не отпускают. Абсолютное попадание в суть и вязкость времени и места, запечатленного в фильме! Модные (и непременно белые!) капри с завязками — одна из узнаваемых примет той поры, и далеко не единственная... И милая зазнобушка героя — тоже родом из детства, хотя кажется, и в её жизни что-то непременно должно измениться.

Нужно отметить, что по воле случая герои, окружающие Лёню, совершенно непритязательны, они согласны на то, что есть — так, его знакомый продавец (лицо кавказской национальности) с легкостью продает (и даже не скажешь, что навязывает) плохую обувь местным жителям. Однако ни тени злобы на лицах персонажей не проступает, и это довольно приятно. Все жители городка по-хорошему расслаблены, и даже имея некоторые амбиции, довольствуются тем, что имеют. Неудачи переживают и проговаривают, принимая на душу алкоголь или сидя на лавочках. Неспешный, убаюкивающий ритм повествования, соответствующий сонному ритму жизни провинциальных обывателей внезапно сбивается лишь однажды — в сцене ночного купания Лени в местном водоеме, когда он произносит монолог, сотканный из мыслей, которые приходили к нему за все время весьма немногословного существования в рамках истории. Такой рассказ воспринимается зрителем как избыточный, даже несмотря на то, что именно данная сцена дала название самому фильму.

Иногда кажется, что вот, наконец, — вот он, персонаж с внутренним стержнем, который куда-то сейчас уведет всё повествование и изменит настроение, вывернет контекст наизнанку — но на поверку, оказывается, что сие впечатление обманчиво. Так, коллега нашего Лёни по работе, душа и голова компании, не в состоянии решить свои проблемы, добродушное лицо кавказской национальности всего лишь ловко всучивает обувь на местном рынке и не занимается криминалом, а местные пацаны, сидящие на лавочке, вовсе никакие не гопники и на деле совсем безопасны, и вреда, да и толка от них — чуть.

Конечно, мысли свои они выражают довольно неуклюже, как и Леня, как и его подруга, но вместе с тем — там, где есть пафосная речь (звучащая из уст Евгения Сытого) — оказывается, что на самом-то деле грош ей цена (в том плане, что плохо подкрепляется действием). Хотя звучит невероятно — невероятно поэтично! И не только вызывает улыбку, но и заставляет проникнуться содержательной частью, полной метафор.

Однако надо добавить, что в эпизодах с рабочими улавливается моральная подоплёка — есть же работа, и на неё есть спрос, и за неё готовы хорошо платить, однако требуется же еще и выполнять ее — качественно, разумеется. А получается так, что по-настоящему работать готов только наш герой, так его ли это беда, что в этих местах работы-то настоящей и нет?

По всему выходит, что герой-то наш барахтался в родном озере, которое зарастает и потихоньку превращается в болотце. И даже не в том негативном смысле, что его населяют крайне неприятные типажи — а напротив, в том, что из этого водоема, Лёня, кажется, уже и вырос. И по-настоящему в свободное плавание наш герой выходит только в финале. Или даже не так — он отправляется в большое плавание, наконец. Зритель, вместе с героем временами впадающий в состояние полудрёмы наконец, проснувшись, может наконец искренне порадоваться за героя — а не только посмеяться нелепостям, происходящим вокруг молодого человека, только начинающего жить.

1
0

Подборки Афиши
Все