Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Девятнадцать девушек и один моряк

19 djevojaka i mornar, Югославия, Босния и Герцеговина, Франция, 1971
О фильме
  • Девятнадцать девушек и один моряк – афиша
  • Девятнадцать девушек и один моряк – афиша
  • Девятнадцать девушек и один моряк – афиша
  • Девятнадцать девушек и один моряк – афиша
  • Девятнадцать девушек и один моряк – афиша
Драма, Военный
Милутин Косовац
8 июля 1971
1 час 13 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
1 января 2001

1942-й. Балканы повержены немцами. Горы Югославии опутаны мелкой сетью фашистских блокпостов. Они на самой вершине. Разбиты: из целого отряда не ранен лишь один - Моряк (Генсбур). Он да 19 девушек, оказавшихся с партизанами, - их единственная надежда на выход. Опасный спуск по смертельному серпантину начинается.

Фильм партизанский дважды. Для поклонников французского поп-идола Сержа Генсбура он лазутчик, прорвавшийся на экран, минуя генсбуровскую ретроспективу, устроенную год назад посольством Франции в Киноцентре. Атташе по аудиовизуальной культуре Виржини Девеза сетовала тогда, что и то немногое собрала с трудом: копии большинства фильмов на родине Генсбура никто не реставрировал, они износились и боле не существуют в пригодном виде на целлулоиде; иные запросы и вовсе встречались раздраженным «Да неужели вы думаете, что это еще кому-нибудь понадобится?» Кинонаследство Генсбура, в отличие от наследства музыкального, традиционно считается барахлом: вместо полноценного сюжета - некий пунктир, вместо монтажа - набор претенциозных изображений, вместо актерской игры - алкаш, хорохорящийся перед английской девчонкой, которая и рада подпевать, польщенная вниманием мэтра. Разумеется, «19 девушек», третий совместный - после «Слогана» и »Каннабиса» - фильм тогда семейного дуэта Генсбура и Джейн Биркин, во Французской синематеке не нашелся даже в изорванном в клочья виде: эти двое в никому не известном югославском военно-приключенческом дерьме - явный перебор. Даже на вполне исчерпывающей подарочной антологии киномузыки Генсбура «Le Cinema de Serge Gainsbourg: Musiques de Films 1959-1990», на которой в предпраздничные дни магазин «Трансильвания» делает треть кассы, мелодии, написанной Генсбуром к этой картине, нету. Видимо, Советский Союз был не зря, в том числе немножко и для того, чтобы сохранить эту диковину: сразу после создания «19 девушек» были выпущены в общесоюзный прокат и благополучно дождались нового поколения генсбуровских идолопоклонников в нашем Госфильмофонде.

Впрочем, достаточно хотя бы посредственно знать подлинную историю послевоенного европейского кинематографа (что нашим французским коллегам, всегда дышавшим в хвост Голливуду, увы, несвойственно), чтобы не узреть в югославском партизанском боевике с Генсбуром и Биркин ничего особо дикого и расценить факт его создания как вполне логичный и даже прозаичный. В начале 60-х Социалистическая Федеративная Республика Югославия статусно принадлежала к странам СЭВ: без этого факта стабильное состояние ряда отраслей - и кинематографии в том числе было - бы немыслимо. С другой - была сверх всех прочих соцстран открыта к экономическому сотрудничеству с Западом; торговала она своими пленэрами. Весь французский средний класс мчал в отпуск на Адриатическое побережье СФРЮ из-за дешевизны (об этом читайте, в частности, в романе С.Жапризо «Дама в очках и с ружьем в автомобиле»), а живописные горы и каньоны стали съемочной площадкой для западногерманских боевиков про Виннету и бесчисленных итальянских «приключений» Марко Поло, Геракла и им подобных.

Все же югославская кинематография экономически зависела от СЭВ и должна была оправдывать вложения. Свой полезный вклад в дело пропаганды гуманизма и прогрессивных идей через киноискусство она обнаружила в производстве партизанских фильмов - после бешеного международного успеха в 1963 году фильма Велько Булайича «Козара» об осаде фашистами занятого партизанами горного села. Партизанский фильм стал для югославов вроде вестерна - главной статьей национального киноэкспорта - и даже повлиял на короткий всплеск партизанского кино в Голливуде, который покорно и тайно прислушивался тогда к европейскому кино. Уже в 1965-м в Белграде высадился эскорт буржуазных кинодив Средиземноморья - Анна Карина, Мари Лафоре, Сильва Кошина,- чтобы изобразить девок, следующих за партизанским отрядом и за кусок хлеба оказывающих интимные услуги заросшим мужикам, в не менее, чем «Козара», успешном «Они шли за солдатами». Тот же Булайич спустя три года изобразил на 70-миллиметровой пленке маскулинный вариант звездного десанта на Балканы - в его «Битве на Неретве» приехали сниматься в Югославию Юл Бриннер, Орсон Уэллс, Сергей Бондарчук, Франко Неро, Харди Крюгер и Олег Видов. Вот в таком контексте появились «Девушки» - не более чем результат нормального желания переплавить успешные ингредиенты в очередной боевик средиземноморского масштаба. Генсбур и Биркин, уже спевшие про «69, annee erotique», были тогда весьма популярны в Средиземноморье; супругам же эта работа открывала перспективу высокогорного отдыха, которой они - судя по тому, что момент зачатия Шарлотты Генсбур хронологически совпадает со съемочным периодом «Девушек» - воспользовались на всю ивановскую.

А балканский «партизанский вестерн» два года спустя достигнет своего апогея, когда Ричард Бартон сыграет главного партизана и первого руководителя СФРЮ Иосипа Броз Тито в »Пятом наступлении» - и окаменеет в пафосе официоза.

0
0

Отзывы

5
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 526
17 июня 2010

Югославский боевик о балканских народах, отстаивающих свою независимость, был создан режиссером по фамилии Косовац в 1971 – как раз тогда мода на кино жанра вестерн сходила в Европе на нет.

Визитной карточкой югославского кинематографа – если такой оборот вообще уместен – можно назвать партизанское кино. Со словами «Кинематограф Югославии» на ум приходит (Гойко Митича оставим в стороне), пожалуй, только «Козара». Фильм Косоваца – равно как и сам режиссер – незаметно канул в Лету, да так, что даже и во Франции не сохранилось ни одной пленочной копии этого фильма. Франция здесь не случайна – картину кое-кто еще помнит и привозит на фестивали только благодаря участию в ней дуэта Генсбур-Биркин.

Надо заметить, что без них этот фильм и впрямь не имел бы художественной ценности. Первым внушительным преимуществом – оно бросается в глаза при взгляде на афишу – представляется длина фильма, она едва больше часа. Но в действительности это оборачивается недостатком, ведь отказываясь концентрировать внимание на каких-либо эпизодах, Косовац заставляет зрителя напрягаться и додумывать связи между фрагментами. В этом заключена причина и неуспешной прокатной судьбы «19 девушек» – реклама зовет на легкое динамичное действие, а зрителю приходиться думать – как в артхаусом кино – над тем, что же хотел сказать режиссер. Яркий пример – в одной из первых сцен с моста падает мужчина, а следующим же кадром другой мужчина перевязан бинтами. И ведь только в середине становится ясно, что тот первый утонул, а перевязан бинтами совершенно другой!

Неладно и по части сценария. Главным героем является персонаж Сержа Генсбура, и от него, как водится, ожидаешь какого-то значительного поступка, или, напротив, с ним случится что-то значительное, что изменит его характер или как-то на него повлияет. Но нет – у героя возникает кратковременная интрижка с героиней Джейн Биркин, но потом он как-то вдруг, без героической схватки, без погонь и ложных смертей оказывается сражен случайной пулей. История остается незакольцована. Потому и название у фильма такое расплывчатое – «Девятнадцать девушек и один моряк» – ведь больше речь ни о чем и не ведется, только о моряке в окружении девятнадцати девушек. Он единственный не раненный постоялец военного госпиталя, который через горы тянут эти девушки. Он живет среди них и среди них же умирает.

Не осталась в стороне и тема врагов народа. Влияние бесчисленных фильмов о внедрение шпиона в союзную промышленность или сельское хозяйство не обошло стороной и сценариста «Девятнадцати девушек». У Косоваца также одна из девятнадцати предательница, но предательница благородная – она, осознав, что обман раскрыт, стреляется. Интересным сюжетным поворотом можно посчитать то, что перед выявлением шпионки начальница отряда решает дать ей неверную информацию, чтобы окончательно подтвердить обман, но, сама того не зная, обрекает этим отряд и себя на верную смерть.

Что касается актерских работ, то тут придраться не к чему. Как правило, в лентах, где автоматные очереди звучат чаще, чем слова, недоиграть или переиграть весьма затруднительно – тем более, если в ролях такие величины, как Генсбур и Биркин. Возможно, если бы Генсбур играл человека, распушившего хвост в столь приятном обществе (даже и название бы оправдалось), то фильм стал бы колоритнее, но и без этого певец производит очень приятное впечатление. А вот героиня Биркин раскрыта не до конца. Ее характер как следует не выявлен, больше того – после убийства пленного немца начинаешь подозревать в ней предателя, что вряд ли было спланировано режиссером.

Что действительно может зацепить в этой картине, так это пейзажи югославских гор и просторов. Запечатленные с трепетом и любовью красоты природы могут, пусть и ненадолго, приковать к себе зрительское внимание. Бросается в глаза и тщательно продуманная топология съемки – по любому кадру можно понять, что вот это они в горах, вот здесь спустились в долину, а здесь опять забрались повыше.

Югославия, начало семидесятых. В Югославии было роскошное Адриатическое море и очень низкие цены. Генсбур с женой согласились принять участие в фильме никому не известного Милетуна Косоваца большей частью из-за возможности провести летние месяцы у самого моря. Так и фильм «Девятнадцать девушек и один моряк» имеет, пожалуй, большую ценность именно как семейный фотоальбом Генсбуров. Так же много информации, так же неструктурированно, такие же искренние и каноничные лица знаменитостей. К тому же это кино является попыткой обессмертить замечательную музыку Сержа – всего две-три то и дело повторяющиеся мелодии, но оторваться от них нелегко…

0
0

Подборки Афиши
Все