Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
Garpastum

Россия, 2005
Драма Алексея Германа-младшего

Петербург, 1914 год. В салоне сербской фифы Аницы (Хаматова), прокуренном горбоносыми Ахматкиными и вальяжными Мандельштампами, читают газеты об убийстве Франца Фердинанда и оценивают взглядами двух новеньких - юных братьев. Вирши братьям невдомек, у них на уме один футбол: собирают деньги на собственное поле, чтобы построить стадион. Манерный, но неожиданно сильный второй фильм Германа-сына.

  • Garpastum – афиша
  • Garpastum – афиша
  • Garpastum – афиша
  • Garpastum – афиша
  • Garpastum – афиша
Драма
Алексей Герман-мл.
27 октября 2005
27 октября 2005
1 час 56 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы А.Германа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
19 октября 2005

Петербург, 1914 год. В салоне сербской фифы Аницы (Хаматова), прокуренном горбоносыми Ахматкиными и вальяжными Мандельштампами, читают газеты об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда и оценивают взглядами двух новеньких. Братья — взрослые достаточно, чтобы запираться в туалете с учебником по женской анатомии, но малы еще, чтобы осмелиться до барышень. Блондин (Пронин), когда в профиль и улыбается, — почти Есенин; брюнет (Козловский) — тень его, существующая будто лишь для того, чтоб подхватить Есенина, когда тот станет падать. Мать умерла, отец продулся, поставив все деньги на русскую сборную по футболу во время позапрошлогодних игр в Стокгольме, и обезумел. Вирши братьям невдомек; у них на уме один футбол: собирают деньги на собственное поле, чтобы построить стадион.

Если сравнить спортивные фильмы с мюзиклами, где эпизоды соревнований выполняют функцию музыкальных номеров, то «Garpastum» окажется в одной нише с мюзиклом нового поколения вроде «Танцующей в темноте» и «8 женщин». В них песня — не часть драматургии, движущая сюжет наравне с диалогом, как было во времена «Моей прекрасной леди», а распахивающееся внутри фильма окно в константу мечты, существующей у главных героев помимо громоздящихся вокруг трагических событий. Мячик в фильме, инициатором, соавтором сценария и продюсером которого выступил человек-оркестр Александр Вайнштейн (лауреат премии Совета министров в области науки и техники 1982 года, продюсер мюзикла «Notre Dame de Paris», бывший издатель «Московских новостей», ведущий спортивных телепередач и первый исполнительный директор Кубка Кремля), так вот, мячик его крутится-вертится, что шар голубой, сквозь войну, смерти и революцию точкой притяжения героев к жизни и друг к другу. Пока одни играются шариком планеты, другие играются мячом, и вот в чем фокус: игроки в планетарный мяч становятся теми, про кого «уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали», а игроки в футбольный стоят, не падают. Фильм, который мог бы стать очередным историческим плачем про то, как разворотило землю, оказывается широкоэкранными вратами надежды для тех, у кого на земле есть якорь любимого дела и семьи: это сильнее исторических катаклизмов. Что до семьи, то братская спайка сыграна дебютантами Прониным и Козловским с той мерой харизматичной интимности, какой мы не видали со времен Берналя и Луны в «И твою маму тоже». Чувством семьи пронизана и постановка Германа-младшего, у которого дети бегают кругами и прибатуривают («Английские футболисты похожи на трубочистов»), безразличные голоса за кадром резонируют («А девушка может сосать свою грудь? А девушка может сосать грудь своей подруги?») и кто-то все время вылезает чертом из подпола кадра и подмигивает в камеру, — все как в фильмах отца. Я вижу в этом только хороший знак — мне искренне жаль тех людей, что не набрались слов и выражений у своих родителей, бабушек и дедушек. К тому же в случае Германов это о-го-го какой отличный кинословарный запас. Слабость Германа-младшего в том, что «Английские футболисты похожи на трубочистов», — это совсем не «Один американец засунул в жопу палец» Германа-старшего. Однако ему еще нет тридцати, а сквозь акварельную бледность копии пробиваются собственные слова и музыка. В них, как и положено отроку интеллигентного рода, сквозит салон — но это именно то, что требовалось данной картине.

4
0

Отзывы

?
Анастасия Большакова
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 5
6 декабря 2005

Весь фильм они играют в мяч.

Весь фильм они шмыгают носом.

Весь фильм Чулпан Хаматова бледна, со слезами на глазах, курит беломор и носик у неё так по-милому красный.

Два брата, один эгоист, другой "чёрненький", наверняка он понравится вам больше.

Андрей к концу фильма мужает, но только с виду.
Внутри всё такой же мальчишка, и Нина, его жена, "опять беременна", и так он это говорит, пожимая плечами, что как будто тут и ни причем.

У братьев есть сначала мечта, потом уже цель: футбольное поле, чтобы построить стадион.
И Шуст уже идёт к Торгашу, несет деньги, а там... а там трупы.
И Торгаш почти мёртвый, весь в крови, но дышит.
И Шуст пытается убежать... И не получается.

И потом добивают Торгаша из пистолета, и великая Dolby sound surround system даёт нам услышать, как мальчику ногой с хрустом перебивают кости на шее и душат.

Как забивают вбежавшую Виту, жену или сестру убийцы Франса Фердинанда.

и ты, до этого полфильма с открытым ртом наблюдавший за игрой в мячик, за утехами героини Хаматовой и Андрея, за нервными припадками Дяди и Тётки мальчиков, с таким же открытым ртом, под музыку *прости господи* Игоря Вдовина смотришь на всё это. и лишь бы не заплакать, и не просто, как на банальных мелодрамах, от жалости-сочувствия, а потому, что эта сцена переворачивает внутри всё и трудно дышать, говорить, думать.
И именно тут можно было бы пустить титры.

Их убивают, а в еврейской общине вокруг трупов не собирается толпа, они всё так же стирают бельё, переругиваются и судачят про войну.
Смерть прошла мимо.
Или к ней уже настолько привыкли.

Но зачем-то прикрутили с виду счастливый конец.
Мальчишки теряют друзей, война, белые-красные - всё перемешалось, революция, но у них есть поле и этот мяч, который они гоняют, и что будет дальше - уже другая, наверное немного банальная история.

3
0
5
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 111
24 ноября 2013

Герман-младший, очевидно, обладает тончайшим чутьем на сцены, которые способные передать больше, чем весь остальной фильм. В "Бумажном солдате" - это советская строящаяся степь и пикники, в "Гарпастуме" - это игра в футбол. Прекрасно расположенная композиционно, выверенная по уделенному ей времени игра вместе с Хаматовой является лучшим, что есть в фильме. Все остальное особого внимания не заслуживает.
Герман-младший, по всей видимости, очень хороший композиционист.

2
0
7
12thman
4 отзыва, 786 оценок, рейтинг 7
13 декабря 2008

Только-только закончилось начало века, отгремели фанфары первых войн, первых революций, первых аэропланов и первых фильмов...

Гаврила Принцип едет убивать своего эрцгерцог, а в России двое , уже не мальчишек, но еще не мужчин гоняют мяч.
Мягкий красивый эгоист-Андрей и его надежный брат-"отец" Николай.
1914.
В Петербурге пасмурно и сыро. Сырость в воздухе, и в умах, она размывает и не дает сосредоточиться, но позволяет мечтать об эфемерном и нереальном. Ведь в таком, размытом сыростью воздухе , даже призраки желаний обретают видимую форму.
Голоса за кадром, стихи, поэты , аптека, безумие отца, любовь, страсть, война , город, в ожидании страшного , футбол- это все лишь фон для того, чтобы дать подержать мечту в руках, почувствовать ее влажный дурманящий запах , и ,затем, отнять ее...

1
0
5
Dmitry D.
31 отзыв, 866 оценок, рейтинг 11
12 марта 2008

Серый Петербург в начале нового двадцатого века, дождь и туман.
Но не рутина жизни, ни война, ни даже смерть любимых людей не может отнять вкуса жизни у молодости. Да и все это будет завтра, а сегодня им хочется только играть в футбол в переулках и гулять с девушками, наизусть читающими Ахматову.

1
0
?
Маша Командная
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
31 октября 2005

"Garpastum» Алексея Германа-мл. красив настолько, насколько вообще может быть красиво кино. Режиссер учится не только у своего отца, он, казалось, брал уроки у самого Феллини, когда тот снимал «Восемь с половиной».
Каждый кадр «Garpastum» сделан так искусно, что фильм рискует превратиться в торт «Наполеон», в котором слишком много крема. Рискует, но не превращается: актеры не дают.
Косоглазый паренек Шуст, братья (их играют Пронин и Козловский), как всегда потрясающая Хаматова, которой веришь, добавляют в фильм корицу, но не делают его приторным. Это фильм не про футбол, точнее, не только про футбол. Это о том, как история вмешивается в судьбы людей (героям казалось, что убийство Франца Фердинанда никак не коснется России, но они ошибались: началась Первая мировая). Это о Серебряном веке, когда Блок сидел на улице и ел селедку. Это о том, что нельзя оставаться в стороне.
«Garpastum» похож на старую фотографию, которую хранят еще с царских времен. Вроде бы ничего страшного, но на лицах людей чувствуется отпечаток их будущего. Так и в «Garpastume».
Этот фильм нужно смотреть с самого начала и до финальной надписи «Конец фильма», которая дается только после титров. Титры становятся частью экранного действия, звучащая в них музыка – это о фильме.
Достоинства «Garpastum» приводят к тому, что половина зала входит в категорию за 60. Вот какие они, ценители русского кино. Но фильм адресован не только им. Играйте в футбол.

1
0

Подборки Афиши
Все