Спустя четыре недели после того, как зараженная вирусом неудержимой агрессии обезьяна была выпущена на улицы Лондона, молодой человек Джим (Мерфи) приходит в себя в больнице после комы. Постапокалиптическая драма высшей британской пробы в постановке Дэнни Бойла («На игле»).
Фантастика, Ужасы, Драма |
18+ |
Дэнни Бойл |
31 октября 2002 |
29 января 2004 |
1 час 53 минуты |
После того, как зеленые радикалы выпустили из секретной лаборатории обезьяну, зараженную вирусом неудержимой агрессии, Лондон, а потом и весь остальной крещеный мир довольно быстро перестали быть местом, пригодным для жизни. Спустя четыре недели молодой человек Джим (Мерфи), подобно уиндемовскому Биллу Мейсену, приходит в себя в больнице после комы. Первое, что он видит на непривычно опустевшей Трафальгарской площади, — озверевший священник, который пытается вцепиться зубами ему в горло. Дальше — хуже. В компании немногих сохранивших человеческий облик Джим движется в сторону Манчестера, где вроде бы сохранились остатки цивилизации.
Почти что двухлетнее опоздание, с которым этот гибрид «Дня триффидов» и «Рассвета мертвецов» попал на наши экраны, смущать не должно. Внятный и строгий кошмар, озвученный самим Бойлом, Джоном Мерфи, Брайаном Ино и нечасто звучащей с киноэкрана, но оттого не менее блистательной группой Godspeed You Black Emperor!, на раз запекает глаза кровавой коростой. Но и ей не скрыть того факта, что Бойл окончательно превратился в режиссера-философа, чуть не первым после Джорджа Ромеро сумевшего высказаться об общечеловеческих проблемах в жанре хоррора. И в отличие от того же Ромеро выйти далеко за рамки этого жанра. В «28 днях» четко проступает все то, что многие безуспешно пытались разглядеть в высокопарной черно-серой невнятице «Времени волков» Михаэля Ханеке. У Бойла все вышло гораздо яснее и зрелищнее — глаза ломать не приходится. Разве что зажмуриться, когда заразная юшка безжалостно хлещет прямо в камеру.
«Покайтесь! Конец охрененно близок». – таким посланием встречает курьера Джима, вышедшего из комы, опустевший Лондон. Зрелище жуткое: крупнейший мегалополис при свете дня без малейших признаков жизни. Страшный сон Дэвида Эймса из «Ванильного неба». Джим попал в аварию, разбил башку, очнулся в больнице – а вокруг никого. За 28 дней эпидемия неконтролируемой ярости, делающая из людей резвых зомби «в кровавом угаре», полностью очистила город.
Второй фильм творческого союза Дэнни Бойла и Алекса Гарланда (сделавших до этого «Пляж») можно было бы назвать просто качественным трэшаком про зомби, если бы он не содержал четкий идейный посыл: «Человечество – это болезнь, раковая опухоль планеты» (С) агент Смит. «Я видел это и раньше, ничего не изменилось: люди убивают людей» - говорит сержант-философ про царящий в Англии беспредел.
Сюжет про зомби расцветает яркими красками в первую четверть фильма: это и эстетский взрыв бензаправки, показанный во множестве ракурсов, и закованные в броню люди, расшвыривающие зомби дубинками... Все очень бодро и почти документально – в чем фирменный стиль фильма.
В происходящем чувствуется классная метафора: Бойл как бы усилил тенденции общества, убыстрил происходящие процессы – и вот уже люди не где-то там, по телевизору методично топчут и убивают друг друга, а здесь, в твоем родном городе бегут за тобой и рвут зубами и пальцами. Естественная теория насилия: высокая кучность проживания порождает всплески агрессии.
Но Бойл не был бы собой, если бы ограничился одним противопоставлением человеческого острова (семьи, друзей, локального сообщества) – бушующему морю людей. И Бойл быстро переходит от зомби на само человечество – которое, если разобраться, мерзее любых чудовищ.
Сюжет с военными в фильме великолепен – он берет за жабры, вовлекает эмоционально и напоминает экспедицию Андрея Воронина и сотоварищей в «Граде обреченном» Стругацких. Тут тот же Хнойпек, готовый насиловать чужих женщин, те же хари, которые хочется рвать и топить в крови. И Джим рвет и топит, – меняясь, как и Андрей, на глазах зрителей кардинально. Он защищает то, что ему дорого; он имеет на все полное право.
И глядя на эту безупречно логичную кровавую вакханалию, прекращаешь беспокоиться из-за зомби и будущего человечества. Не все среди нас безнадежны, но конец все равно охрененно близок. Как писал Хайнлайн в "Логике империи", "все должно стать намного хуже, прежде чем станет немножко лучше".
Я люблю фильмы ужасов. Не могу объяснить почему. Всегда отдам предпочтение посредственному ужастию, нежели посредственной мелодраме .
Но среди ужастиев выделяется целый пласт гениальных произведений, которые нельзя отнести к определенному жанру. Надеюсь, мне хватит сегодняшнего запала, что бы рассказать обо всех фильмах этой категории.
«28 ДНЕЙ спустя». Нарочно делаю акцент на второе слово, поскольку сиквел фильма про недели и американцев- дешевка, лишь по случаю получившая в титры хорошего английского актера и режиссера (в качестве продюсера).
Итак, постараюсь описать фильм не вдаваясь в сценарные нюансы. Эта картина о вышедшем из под контроля вирусе, лишающем приматов всех человеческих и обезьяньих моральных комплексов, и оставляющих своим носителям голые инстинкты, среди которых желание вкусно поесть явно выигрывает у желания уберечься от выстрела в упор. А еще фильм о горстке людей, чудом выживших и продолжающих выживать среди руин серой статной и пугающе безлюдной столицы Великобритании и прочих английских пейзажей.
Фильм о борьбе с чудовищами, с людьми и с собой. Фильм о том, как в экстремальной ситуации может раскрыться потенциал маленького человека, или напротив, как сила теряет всю свою удаль при виде окровавленного монстра.
Это кино не про зомби. Не про борьбу с неконтролируемым злом. Не про выживание и страдание. Фильм о людях, попавших в сложную ситуацию, и ищущих выход из нее.
Картины такого плана часто грешат прорехами в сценарии, когда неясно, что откуда берется и куда девается. В «28 дней спустя» объяснено абсолютно все, и пытливый ум не находит задоринки, к которой можно было бы придраться.
Это замечательное произведение, достойное неоднократного пересмотра.
Фильм, вернувший моду на зомби-хорроры.Типично британский образчик жанра-притча о дегуманизации общества.
"28 дней спустя" - удивительный фильм. И неверное название. "Тупая ярость" - больше подходит. И по сюжетной канве, и по эмоциям, которые он вызывает. Фантастика! Похоже, целью этого фильма б ыло вызвать эпидемию ярости в реальном мире?! Что ж, создатели картины добились своего. Я в ярости. Потрачено 2 часа свободного времени!!! За что я так наказан? Я всего лишь хотел развлечься!!! За что?!
Так сложилось, что жанр хоррор для меня стал родным.
"28 дней спустя" посмотрел год назад, когда фильм вышел в прокат в странах более развитых, чем наша федерация.
В этом фильме есть все: пробуждение, одиночество, бегство от страхов, борьба и смерть.
Все действо снято с английским педантизмом и скрупулезностью - красота неописуемая. Музыка абсолютно правильная - спокойный, уверенно наступающй пост-рок, постулирующий необратимость смерти.
Даже рецензия Ростоцкого, великолепно и точно отражающая суть фильма, не передаст всех ощущений от просмотра.
Смотрите и наслаждайтесь, но, при условии, что хоррор - ваш жанр.