Когда над челом молодого Назир Хана подняли свадебное покрывало и он увидел подле себя невесту, жених позабыл о чести семьи и традициях и сбежал из-под венца. И дело не в невесте - невеста была прекрасна. Просто Назир хотел своей жизни. А именно: брюки клеш, узорчатую рубаху с воротником до пупа и шляпного модельера в качестве интимного друга. Назир Хан живет в Северной Англии в 1971 году. У него пять братьев и сестра от отца-пакистанца и матери-англичанки. "Восток есть Восток" - комедия о расколе этой семьи. О том, что важно не вероисповедание предков, а среда, в которой ты растешь. У фильма бешеный успех в Англии. Все только и говорят, что о новом "Мужском стриптизе". Понятно, почему говорят: "Восток есть Восток" - такая же, как "Стриптиз", беззубая комедия, подкупающая ультрамодной в 90-е пролетарской фактурой. Чьи самые ходовые образы: шифер шахтерских городков, мальчишки, пинающие мяч посреди индустриальных пейзажей, - сделаны в Британии. Но сделали их модными не безымянные постановщики "Стриптиза" и "Востока", а фестивальные фавориты Майк Ли и Кен Лоуч, которые стали снимать фильмы о пролетариях не случайно: их действительно занимала жизнь и проблемы класса, и поэтическая картинка возникла сама собой. "Стриптиз" и "Восток" отшелушили с фильмов Ли и Лоуча проблемы, медитативную созерцательность и хорошую драматургию. Оставшуюся в итоге пустоту приукрасили хихоньками над тем, кто громче пописает в жестяное ведро да чаще произнесет слово "блин" на единицу времени. Есть скромные радости: фрагменты индийских фильмов 60-х с музыкальными номерами киноидолов Шамми Капура и Вахиды Рехман, ностальгическая одежда 70-х, пьянящая песня Supergrass на финальных титрах. Но это все - взятая напрокат у талантливых людей обертка, которая не в силах скрыть желание пустозвонов прокатиться на чужом горбу.
То, что Великобритания давно и успешно заселена выходцами из бывших колоний – факт может и прискорбный, но известный и с этим надо как-то жить, как это пытаются делать в семье Ханов, в которой отец Джордж (Ом Пури) – истинный пакистанец, приверженец традиций и законов, а его жена Элла (Линда Бассет) – чистокровная ирландка и некоторых стремлений своего мужа не то, что не понимает, скорее не разделяет. Их дети оказывают меж двух огней. Родившись в Англии, они хотят жить как англичане, ассимилироваться в страну, жить местной культурой, пить в местных пабах, дружить с английскими парнями и встречаться с английскими девчонками – то есть желание вполне логичное, но на пути встает Джордж Хан, который считает, что он в доме хозяин, по крайней мере в тех моментах, когда ему это выгодно, и дела должны делаться так, как он говорит. И если он собрался заочно женить своих сыновей на представительницах местной пакистанской диаспоры, то так тому и быть. Страсти накаляются.
Ом Пури, довольно часто играющей выходцев из пакистанской диаспоры на этот раз оказывается этаким бытовым тираном, требующий безоговорочного к себе подчинения, и в своей роли довольно убедителен, если абстрагироваться от образов его прошлых героев. Линда Бассет – наоборот, старающаяся идти все время на компромисс представительница того самого рабочего класса, что пытается рука об руку жить с представителями другой культуры в своей стране и, как следствие, однажды она не выдерживает. Их дети очень разны как по характеру, так и по судьбе – один, не вытерпев пререканий с отцом, ушел из дома, другой слишком скромен, но тоже на грани, третий не снимает парку и предпочитает прятаться под кроватью, да и сестра ведет себя не совсем так, как того хотел бы отец.
В принципе, фильм довольно смешной и можно было бы сказать, что легкий, если бы не излишняя серьезность Ома Пури, который своим грозным лицом рушит все веселое настроение. По сути картина не пытается говорить о чем-то неожиданно новом или сложном. Основной ее посыл – это давайте жить дружно, вместе, по общим культурным правилам и детям их навязывать не будем, если они того не хотят. Есть и несколько чуть более тонких мотива – любовь в межкультурных средах, бытовой реализм конца 70-х, какие-то отголоски экономической жизни Британии того времени, но не более, чем в обязательной в качестве временного контекста, форме.