Москва

Фильм
Осенняя соната

Höstsonaten, Франция, Германия, Швеция, 1978Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Психологическая драма Ингмара Бергмана

Психологическая драма про знаменитую пианистку, которая ради карьеры пожертвовала своими отношениями с дочерьми. «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм и 2 номинации на «Оскар».

  • Осенняя соната – афиша
  • Осенняя соната – афиша
  • Осенняя соната – афиша
  • Осенняя соната – афиша
  • Осе�нняя соната – афиша
Драма
16+
Ингмар Бергман
8 октября 1978
8 сентября 2022
1 час 33 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Ингмара Бергмана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
1 января 2001

Великая пианистка (Бергман), утомившись напряженными гастролями и ухаживаниями богемных фатов, вспоминает, что в Норвегии, в домике над фьордом, у нее живет взрослая дочь (Ульман), и решает провести каникулы у семейного очага.

Ингмар Бергман, который в своих киноисследованиях проблемы лица и маски достиг таких глубин, что его имя стали упоминать в печати не иначе как между Кьеркегором и Ясперсом, в «Осенней сонате» впервые за годы избежал абстракций и снял фильм о живых людях. Виной тому его однофамилица и соотечественница, ставшая кинолегендой в Голливуде 40-х. Ингрид всегда говорила, что мечтает сняться у Ингмара, но, как только дошло до съемок, смеялась над претенциозными диалогами, издевалась при всей группе над целыми кусками сценария, объясняя, что так люди не разговаривают, переписывала сцены. Ингмар, привыкший сам садировать актрис, впервые оказался объектом унижений; Ингрид, чьи поздние роли — идеальный баланс остроумия и человечности, накренила еще одну бергмановскую жестокую аллегорию в сторону гуманизма. Получилась глубокая, любовно погруженная оператором Свеном Нюквистом в экономные северные пейзажи история о вечном конфликте: приносить ли человеческие чувства в жертву искусству? Бергман, переигравшая в дуэте-дуэли Лив Ульман и перетянувшая симпатии на сторону своей героини, доказала, что да — по ту и по эту сторону объектива.

4
0

Отзывы

9
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 643
21 ноября 2011

На самом деле фильм очень жесток, он как ножом режет все самое живое и больное.
Отношения матери и дочери - больной узел, завязавшийся так, что и распутать не видно возможности.
Может ли дочь ненавидеть мать настолько, что считает что та сломала всю ее жизнь и должна понести наказание? Может ли мать измениться и принять свои ошибки?
На эти вопросы ответить невозможно...

Так ли безобидны ошибки воспитания, или это то, чего не допускать ни при каких обстоятельствах?

Кто прав, а кто виноват - решать зрителю...

Режиссерская задумка гениальна и выполнена по всем стандартам наивысшего мастерства - браво!

1
0
9
Nina_Simone
1 отзыв, 12 оценок, рейтинг 1
8 апреля 2010

Потрясающий фильм. Тонкий, талантливо сыгранный..После таких фильмов не хочешь смотреть современное кино вообще. Современный мир находится в постоянной нехватке душевной теплоты, в лености поиска ответа на вопросы "как мне помочь?", "как мне простить?", "как в этом безумном-безумном мире не забыть о своих близких?" и т.д.

Ингрид - королева. Но ее партнеры по фильму ей не уступают - характеры раскрыты полностью.

Вердикт: рекомендую.

1
0
9
Таня Родригес
20 отзывов, 23 оценки, рейтинг 32
14 июля 2009

что я безумно люблю в Бергмане?
то, как допытливо держит он под прицелом камеры (своего внимания) безумные страсти истерзаных душ, мыслей, страхов. каждый раз, даже пересматривая, удивляюсь острейшему скальпелю крупных планов, которым Бергман вскрывает эти души, характеры. Потрясающая Ингрид Бергман и божественная, сатанински талантливая Лив Ульман...

он бывает безмятежным, ласкающим наблюдателем ("Молчание").

"Осення соната"- третий фильм (пока третий, их десятка просмотренных мною), где я улавливаю так интересущий режиссера надорванный нерв отношений матери и ребенка.

как все это детально анализируется, вскрывается, обнажается и просто прорывается безумной скорбью по ошибкам прошлого, не отданной и не полученной любви, осознанию собственного эгоизма, казалось бы, такой творческой натуры!

сам Бергман - отец 8 детей от разных женщин. могут ли быть все эти попытки важнейшего анализа взаимоотношений, которые он вновь вложил в уста женщин, его личным переживанием, или через эту призму он смотрит и на себя-родителя?..себя-актерствуещего и не могущего одновременно быть и тем и дургим, но обладающего даром смотреть извне?

бесконечно могу, подыскивая новые и точные слова, описывать тончайшие параллели мизансцен и их смыслов!

так в "Сонате": Шарлота - мать (Ингрид Бергман)- на пике разрушения воспоминаниями сердца своего и дочери, ссылаясь на боль в спине, ложится на пол... в эту минуту точнейший Бергман бросает на пол второго этажа её больную дочь Хелену. она пытается пересилить болезнь, корчась ползет к двери в попытках связать звуки собственного голоса в давно необходимый ей крик "мама, приди!"... и Шарлота в эту минут корчится от того, что слышит от дочери Евы (Лив Ульман)...

Бергман сделал это незаметно, ненавязчиво... но твой пытливый и жадный до каждого кадра глаз схватывает эту связь...


Полезла читать "Картины". вот что пишет сам Ингмар о том приоде:

"Набросок "Осенней сонаты" написан 26 марта 1976 года. Предыстория его
связана с делом о налогах, свалившимся мне на голову в начале января: я
попал в психиатрическую клинику Каролинской больницы, затем в Софияхеммет и,
наконец, на Форе. Через три месяца обвинение было снято. Из преступления
дело превратилось в банальный налоговый вопрос. Моя первая реакция была
эйфорической.
Вот что написано в рабочем дневнике: Ночью, после оправдания, когда я
не мог заснуть, несмотря на снотворное, мне становится ясно, что я хочу
сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен
взять Ингрид Бергман и Лив Ульман - их, и только их. Возможно, найдется
место и для третьего персонажа. Вот как это примерно должно выглядеть:
Хелена отнюдь не прекрасна, 35 лет, замужем за милым пастором, которого
зовут Виктор. Они живут в пасторской усадьбе недалеко от церкви, живут
мирной жизнью прихожан, следуя смене времен года, с тех пор как их маленький
сынишка умер от необъяснимой болезни. Ему было шесть лет, и звали его Эрик.
Мать Хелены, выдающаяся пианистка, разъезжающая по всему свету, вот-вот
должна нанести ежегодный визит дочери. Вернее, она уже не была здесь
несколько лет, поэтому в пасторской усадьбе переполох, радостные
приготовления и искреннее, хотя и боязливое ожидание. Хелена страстно
мечтает о встрече с матерью. Она тоже играет на рояле и обычно берет у
матери уроки. Всеобщая, искренняя радость перед встречей, которой и мать, и
дочь ждут с некоторым страхом и энтузиазмом. Мать в великолепном настроении.
По крайней мере, ей удается изобразить прекрасное настроение. Все для нее
устроено наилучшим образом, даже деревянная доска (для спины) на кровати в
комнате для гостей не забыта. Она привезла из Швейцарии гостинцы и т. д. и
т. п."

многое в итоге отразилось не так в сценарии и в фильме.

вот эти его слова мне безумно нравятся:

"Я люблю Тарковского и восхищаюсь им, считаю его одним из самых великих.
Мое преклонение перед Феллини безгранично. Но мне кажется, что Тарковский
начал делать фильмы под Тарковского, и Феллини в последнее время создал
один-два феллиниевских фильма. А вот Куросава не создал ни одной картины под
Куросаву. Мне никогда не нравился Бунюэль. Рано обнаружив, что придуманные
им ухищрения возводятся в особого рода бунюэлевскую гениальность, он стал
повторять и варьировать их. Занятие оказалось благодарным. Бунюэль почти
всегда делал бунюэлевские фильмы.
Итак, настало время посмотреть на себя в зеркало и спросить: что же
происходит, неужели Бергман начал делать бергмановские фильмы? Пожалуй,
"Осенняя соната" - печальный тому пример. Но вот чего я никогда не узнаю:
каким образом вышло так, что этим примером стала именно "Осенняя соната"?
Если долго носить в себе какую-то историю или круг тем, как в случае с
"Персоной" или "Шепотами и криками", то потом легко проследить, как картина
развивалась и получилась такой, какой получилась. Но почему вдруг возникла
"Осенняя соната" именно в данном своем облике, словно греза. Возможно, в
этом и кроется ошибка: она должна была остаться грезой. Не фильмом грез, а
киногрезой".

<...>

" Что-то загадочное скрывается во фразе о том, что дочь рожает мать.
Здесь прячется чувство, которое я не смог выявить до конца. Внешне готовая
картина производит впечатление наброска, но это глубоко неверно. Я бурю
скважину, но - или ломается бур, или я не отваживаюсь бурить достаточно
глубоко. Либо у меня нет сил, либо я не понимаю, что надо бурить глубже. И
тогда я вытаскиваю бур и говорю, что удовлетворен. Это недвусмысленный
симптом творческого истощения, к тому же весьма опасный, ибо не вызывает
боли"

1
0
9
Dmitriy Alekperov
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 2
15 апреля 2018

отличный сценарий, великолепное противостояние идей и желаний матери и дочери. фильм кончается, и всё продолжается в голове.

0
0
9
Елена Дубеник
32 отзыва, 33 оценки, рейтинг 16
4 октября 2016

Как же здорово, что в Москве есть "Иллюзион"...
И дело не только в уютном фойе с огромной хрустальной люстрой, ароматом кофе, стильной мебели и белом рояле, звуки которого умиротворяют и вырывают из тисков суеты, настраивая на восприятие искусства...
Дело прежде всего в репертуаре...
Где еще можно посмотреть Бергмана на большом экране.
"Осенняя соната" в очередной раз убеждает в хрупкости и парадоксальности человеческих чувств.
Мать и дочь...
У каждой не только своя правда, но и собственные диаметральные ощущения от взаимоотношений друг с другом.
Диалог Бергамана заставляет задуматься не только над тем, как научиться любить самых близких людей, но и над тем, как сделать так, чтобы любовь эта не обрекала на страдания и не причиняла боли, проносимой через всю жизнь...

0
0

Подборки Афиши
Все