Если раньше работы классиков московского концептуализма Ильи и Эмилии Кабаковых были представлены в Эрмитаже в качестве одиноких вкраплений в экспозицию или как парафразы к произведениям современников, то в этом году художники создали в музее масштабный персональный проект. Название выставки отсылает к одноименной инсталляции: рельсы, уходящий вдаль поезд и платформа, на которой одиноко остались стоять картины. Излюбленная кабаковская метафора в очередной раз проводит водораздел между советским прошлым и космическим будущим. Художник клянет угнетающий советский быт: так было и в, пожалуй, самой важной работе Ильи Кабакова — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», и в «Туалете» — все это, разумеется, инсталляции. Эрмитажная выставка, правда, не ограничивается этим жанром — без графики и живописи тоже не обойдется.
Живопись, Графика, Инсталляция, Современное искусство |
Концептуальное искусство хорошо воспринимается, когда арт-объекты становятся не только средством выражения замысла их создателя, но и посредниками между художником и зрителем, который благодаря этому становится соучастником чужой жизни. С творчеством Кабакова такой контакт получается, главным образом из-за общего советского прошлого. Выставка вызывает ностальгию о той эпохе. Индивидуальные переживания и восприятия не всегда совпадают, но та эпоха была действительно тотальной, поэтому общие воспоминания даже незнакомых людей неизбежны. Удивительно, что Илья Кабаков, многие годы живущий заграницей, так и не смог освободиться от этих воспоминаний. Изменилась художественная манера, появились полноценные живописные работы, но переживания в сущности остались неизменными.