Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
16 июня 2022

Юбилей Петра I на Марсовом поле: как в Петербурге реконструировали народные гуляния 1872 года

Дарья Мартыненко
В день 350-летия Петра I на Марсовом поле открылась выставка 30 картин о деяниях первого русского императора. Это реконструкция экспозиции 1872 года: сохранившиеся полотна отреставрировали цифровым методом, а утраченные заменили работами современных художников. Все это в павильонах в неорусском стиле, дополненных мультимедийными технологиями. Выставка под открытым небом будет работать до 9 августа круглосуточно и бесплатно. «Афиша» побывала на открытии, пообщалась с организаторами и рассказывает, как в Петербурге реконструировали большой городской праздник XIX века.

200-летие Петра Великого на Царицыном лугу

Этим летом к юбилею Петра Великого по всей стране проходят события, посвященные первому русскому императору, — центральные, конечно, в Петербурге. Одно из них — масштабный исторический проект на Марсовом поле. Реконструировать здесь праздник 1872 года предложил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер. Именно тогда в России последний раз с размахом чествовали Петра — Александр II хотел подчеркнуть преемственность своих реформ с его преобразованиями.

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе.

Алина Зоря, исторический консультант и куратор проекта:

«Это было первое такое масштабное празднование юбилея Петра, оно проходило в нескольких городах Российской империи. В Санкт-Петербурге праздник прошел в двух актах. Первая часть, как бы сейчас сказали, была для «випов»: для императора и приближенных. После молебна в Петропавловской крепости они переместились на Сенатскую площадь, украшенную цветами. Около Медного всадника проходил военный парад, который публика смотрела с крыш — это перекликается с нынешней традицией петербуржцев и гостей города гулять по крышам. Вторым актом были народные гуляния на Марсовом поле, которое тогда называли Царицыным лугом. Здесь выставили 30 картин, раздавали бесплатные пирожки, а балаганные театры каждые полчаса давали пьесы. Была настоящая ярмарка и веселье».

В 1872 году в стилизованных под крестьянские избы павильонах разместили 30 специально написанных четырехметровых картин, их сюжеты утверждал сам Александр II. Они в хронологическом порядке иллюстрировали основные факты биографии Петра I. Начиналась экспозиция полотном, на котором юный царь разбирается в устройстве астролябии, и заканчивалась спасением утопающих на Лахте, после которого, по легенде, Петр I простудился и вскоре скончался. Среди сюжетов также — путешествия в Европу, строительство флота, посещение школ и мануфактур, военные победы, основание Петербурга и государственные реформы. Публика тогда читала не так свободно, поэтому вместо информационных стендов у каждой картины стоял глашатай и устно рассказывал содержание полотна.

Павильоны в неорусском стиле на Марсовом поле

Для реализации проекта потребовалось почти два года. Под руководством директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой была проведена исследовательская работа, чтобы собрать документы и свидетельства о городском празднике XIX века. Деревянные павильоны в неорусском стиле удалось воссоздать почти полностью — на основе эскизов их архитектора Павла Дмитриева и гравюр из юбилейного альбома Германа Гоппе театральные художники реконструировали желто-красный цвет, декоративные элементы, флаги и даже надписи с ерами и ятями. Укрепили конструкции, чтобы они простояли два месяца — выставка 150 лет назад длилась всего четыре дня. А также добавили лавочки, информационные панели, тематическую музыку и подсветку, чтобы прохожие могли любоваться полотнами в любое время суток. Кстати именно в питерские белые ночи и пасмурную погоду они смотрятся лучше, чем в лучах солнца.

В центральном павильоне вместо экспозиции портретов Петра установили мультимедийные витрины. Из них можно узнать об истории Марсова поля, подготовке к гуляниям 1872 года и традициях празднования дня рождения Петра I в разных городах в разное время. Также на экранах рассказывают об основных реформах и завоеваниях императора и показывают, как создавали и реставрировали работы для современной выставки.

От живописи XIX века до современного искусства

«Извещение о мире». Михаил Бочаров. 1872.

С картинами дела обстояли сложнее. Из экспозиции 1872 года сохранилось лишь 14 полотен — их не так давно обнаружили в фондах Русского музея в плохом состоянии. 

Глеб Фильштинский, арт-директор проекта:

«Картины были написаны не очень дорогой клеевой краской и долгое время хранились на валах. Когда их раскатали, не оказалось целых кусков, они были в пятнах и потеряли цветность. Картины сняли с валов, сфотографировали и загрузили на компьютер. Дигитальные художники сантиметр за сантиметром восстановили полотна, затем их напечатали на холсте и представили на выставке». 

«Забота Петра I о фабриках и сельском хозяйстве». Александр Белов, Ирина Соловьева. 2022.

16 утраченных картин, которые не удалось найти ни в одном из фондов России, поручили написать выпускникам Академии художеств имени Репина. Им предоставили текстовые описания событий, эскизы картин из фондов «Петергофа», альбом с фотографиями всех утраченных работ, найденный в публичной библиотеке, и предложили написать полотна на те же сюжеты, но с полной свободой творчества.

Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина:

«Отбор художников был очень субъективной историей. Все-таки я много лет в Академии художеств и представляю возможности одного и другого. Мы хотели, чтобы были и именитые профессора, и молодые художники, которые закончили Академию несколько лет назад. Не было цензуры и конкретных требований, «Газпром» даже говорил: пусть чувствуется, что картины написаны сегодня. Получился широкий спектр — от обстоятельной живописи XIX века до импрессионистической манеры и отсылок к мирискусникам. Это на выставке и интересно».

«Отвоевание древних русских земель». Екатерина и Дмитрий Долговы. 2022.

Творческий подход к выполнению заказов у художников тоже был разный. Одни подробно исследовали исторические события. Например, авторы картины «Отвоевание древних русских земель» Екатерина и Дмитрий Долговы год собирали информацию о битве на Нарве: читали описания сражения, ездили в Ивангород на берег Нарвы и делали там этюды. А вчерашняя выпускница Ксения Карпенко, которая работала над сюжетом о церемонии наречения Петра императором, практически повторила композицию утраченного полотна, но изменила детали: для этого она обстоятельно исследовала костюмы и убранство Троицкого собора в то время. 

«Гангутское сражение». Николай Блохин. 2022.

Другие, напротив, не выписывали каждую жаккарду и хлястик, а стремились передать общее впечатление от происходящего. Так, на картине «Гангутского сражения» Николай Блохин изобразил момент взятия шведского фрегата на абордаж в манере импрессионистского морского пейзажа.

Вместо балаганных театров — мультимедийные технологии

Хотя главной задачей было реконструировать народные гуляния 1872 года, выставку нарочно сделали более сдержанной. Из уважения к мемориалу, который появился на Марсовом поле в XX веке, отказались от театральных представлений в пользу мультимедийного культурно-исторического контента. Атмосферу праздника передает VR-аттракцион: заглянув в специальный аппарат в начале аллеи, можно увидеть 3D-реконструкцию торжества 150-летней давности. Также в каждом павильоне есть QR-код — по нему открываются видеоролики об изображенных событиях, они озвучены на девяти языках и сопровождаются сурдопереводом. Можно посмотреть прямо на выставке или оставить для домашнего изучения биографии Петра.

Каждый день здесь проводят бесплатные экскурсии, на которые может записаться любая организованная группа: для этого нужно позвонить по телефону на сайте или отправить заявку на почту info@30paintings.ru. А в информационном павильоне в конце аллеи с 8 по 10 июля и с 6 по 9 августа можно взять бесплатную юбилейную открытку, подписать ее и опустить в специальный почтовый ящик — ее доставят в любой населенный пункт России.

Во время работы выставки на городском брендированном автобусе К-76 можно отправиться на экскурсию по петровскому Петербургу. Он следует от Арцеуловской аллеи на севере города до БКЗ «Октябрьский» и проезжает мимо Петропавловской крепости, Летнего сада, площади Растрелли, Смольного собора и самого Марсова поля. Для каждой из 55 остановок подготовили аудиоролики об улицах и зданиях, которые можно увидеть из окна автобуса. Послушать их можно с помощью чат-бота в одном из мессенджеров. Для этого нужно отсканировать QR-код в салоне автобуса или перейти по ссылке.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

8.2
30 картин из жизни Петра Великого. 2022
Историческая
закончилась 9 августа 2022, Марсово поле

Подборки Афиши
Все