Вид экспозиции выставки Анне Имхоф Natures Mortes в Пале де Токио, Париж. 2021 Фото: Андреа Росетти Предоставлено художником, галерей Buchholz и галереей Sprüth Magers
Одним из первых на события на Украине отреагировал Музей современного искусства «Гараж»: он заявил, что не может «поддерживать иллюзию нормальности на фоне происходящих событий» и приостановил работу над своими выставками. Проект обладательницы «Золотого льва» Анне Имхоф и выставка московской нонконформистки Лидии Мастерковой, намеченные ранее на март и апрель, не состоятся.
Аналогичное решение принял фонд V-A-C. «В знак солидарности и уважения к аудитории, сотрудникам и решениям художников» в доме культуры «ГЭС-2» досрочно закрыли выставки проекта «Санта-Барбара». В обычном режиме работают семейная мастерская «Ателье», библиотека, ресторан и кафе, проходят медиаторские туры, посвященные архитектуре и истории пространства. Однако теперь фонд пересматривает давно утвержденную программу, дата открытия и содержание второго сезона «Правды» пока остается загадкой.
pushkinmuseum.art / Рембрандт ван Рейн. Слепой Товит. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Под ударом оказались все проекты с международным участием: зарубежные партнеры стали отзывать свои работы с уже готовых выставок. Так, музеи Кремля отменили выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» о поединках в XVI–XVIII веках, которая должна была открыться 4 марта. В нее входили экспонаты из Лувра, Прадо, Королевской коллекции Великобритании, Музея истории искусств в Вене, национальных библиотек Австрии и Франции. Из-за сложной геополитической ситуации европейские музеи забрали свои работы, теперь выставку планируют осуществить силами российских собраний.
В Новой Третьяковке на неопределенный срок перенесли масштабную ретроспективу современного индийского искусства «Индия. New Art», а в Пушкинском музее — выставку о зрении и мультисенсорности «Котел алхимика», работы для нее должны были привезти из собраний Австрии, Германии, Италии, России, США и Японии.
Также из-за проблем с логистикой в ММОМА вновь отложили большую выставку лидера итальянского движения «бедного искусства» Микеланджело Пистолетто — уже не верится, что инсталляции из лохмотьев когда-нибудь доедут из Биеллы в Москву. Давно обещанную в Эрмитаже ретроспективу эпатажных скульптур британского художника Марка Куинна теперь тоже вряд ли откроют в июне.
Два международных проекта в Еврейском музее сразу перенесли на 2023 год. Экспозицию «Каббала. Тайны мироздания» курировал Еврейский музей Амстердама, а на выставку Рембрандта должны были приехать работы из Музея Израиля, Лондонской национальной галереи, амстердамского Стеделейка и других зарубежных коллекций.
boltanski-esprits.com / Кристиан Болтански. Personnes («Люди/Никто»), выставка «Память данных», Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Китай, 2018. Фото: Кристиан Болтански/ADAGP, Paris, 2021/ © Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Цзян Вэньи
Одна из самых важных отмен — уже смонтированная выставка Кристиана Болтански в петербургском Манеже, которая теперь никогда не откроется. Это последний проект, над которым французский классик современного искусства работал лично перед смертью в июле 2021 года. Его новые работы о событиях российской истории, коллективной памяти и травме звучат сейчас как никогда актуально. Однако наследники художника считают, что он «никогда бы не согласился представить выставку в таком контексте. Этот конфликт, имеющий отношение к его личной истории, сильно повлиял бы на него», — дед Болтански был родом из Одессы.
Проекты, которые получится увидеть в ближайшие месяцы, ищите в подборках выставок весны в Москве и Петербурге.