Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
21 января 2021

Вестерн с Томом Хэнксом и ограбление в локдаун: два захватывающих жанровых фильма от режиссеров «Джейсона Борна»

Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
На HBO Max вышел «Локдаун» Дага Лаймана, рассказывающий про ограбление в карантин, а на Amazon Prime доступен вестерн Пола Гринграсса «Новости со всех концов света», который планировали выпустить в российский прокат в начале января, но студия Universal решила перенести релиз на неопределенное время. Рассказываем, какими получились свежие фильмы от режиссеров франшизы про Джейсона Борна.

I

Когда весной прошлого года только начался локдаун, еще не было понятно, в какую пытку и тюрьму он превратится. Сидение взаперти в четырех стенах не шло психике на пользу, а стоило выбраться в соседний квартал за продуктами, чтобы просто прогуляться, как сразу же подступало чувство, будто ты настоящий преступник. Поскольку коронавирус удивительным образом сблизил всех вокруг, было понятно, что схожие эмоции испытывают жители всего мира, как российской глубинки, так и Лондона, где, к слову, происходит действие нового фильма Дага Лаймана.

По сюжету локдаун застал Пэкстона (Чиветель Эджофор) и Линду (Энн Хэтэуэй) в самый разгар разрыва их отношений, так что, вместо того чтобы разбежаться, бывшие возлюбленные теперь вынуждены сосуществовать под одной крышей еще непонятно сколько времени. Пока Пэкстон медленно сходит с ума (не только от карантина, но и от кризиса среднего возраста и жизни, полетевшей под откос), Линда, работающая в крупной корпорации, но в тайне мечтающая стать художницей, оказывается вынуждена увольнять сотрудников, что ей, конечно, не нравится. Видно, что обоих героев тяготит их жизнь, но проблема состоит в том, что они не знают, как ее изменить. Случай представится сам собой. Как только мы уже приготовились смотреть «романтическую комедию на удаленке» с непременным скайпом и зумом, сокращенному на работе и судимому Пэкстону предлагают под прикрытием и издевательским псевдонимом Эдгар Аллан По вернуться в B2B-компанию, занимающуюся доставкой, а Линде поручают забрать бриллиант стоимостью в 3 000 000 фунтов из знаменитого универмага Harrods, чтобы отправить его какому-то «влиятельному маньяку» (предположительно Трампу). Немного подумав, парочка решает объединить усилия и похитить бриллиант (а поскольку они все же «хорошие люди», треть суммы, то есть миллион фунтов стерлингов, — отдать Минздраву). В итоге нас ожидает один из самых необычных фильмов-ограблений в истории кино.

Съемки картины заняли всего 18 дней, сцены в скайпе и зуме были сняты в режиме реального времени, а звездные актеры (Бен Кингсли, Бен Стиллер, Марк Гатисс, Минди Калинг и Клас Банг) появились на экране в домашней одежде и в окружении своих семей. Исключение составил только настоящий ежик по имени Соник. Со стороны кажется, что 180-страничный сценарий Стивена Найта («Острые козырьки», «Лок», «Табу») написан на спор (и так оно и есть). Это очень расслабленное кино — видно, что актеры где-то импровизируют (объясняется это тем, что некоторые реплики они читали с расклеенных по съемочной площадке листочков, так как не успели их заучить), а где-то, как Энн (простите, Энни) Хэтэуэй, переигрывают. Фильм несколько затянут (действие начинается за полчаса до финала), и импровизаций уж точно могло бы быть поменьше, но в любом случае это занятный стилистический эксперимент: до этого с таким же нахальством фильм-ограбление с мелодрамой женила разве что «Афера Томаса Крауна». Впрочем, Дагу Лайману не привыкать экспериментировать с жанрами.

Одним из его первых фильмов был «Экстази», в котором подростковое кино развивалось по законам «Криминального чтива». Одним из последних — «Грань будущего», экранизация ранобэ, в которой «Космические спасатели лейтенанта Марша» застряли в «Дне сурка». В «Идентификации Борна» Лайман перепридумал жанр шпионского триллера (оказалось, что спецагент не обязан выглядеть как Джеймс Бонд, а может быть соседским парнем, однолюбом и не иконой стиля — есть популярное мнение, что свитер крупной вязки на героя Мэтта Деймона перекочевал с Данилы Багрова), а в «Мистере и миссис Смит» он смешал шпионский триллер со «Сценами из супружеской жизни». Концептуально «Локдаун» тоже выглядит как Бергман или «Брачная история», пожаловавшие на вечеринку к «Друзьям Оушена» и решившие выступить с легкой критикой капитализма.

И хотя «Локдаун» не такая грандиозная работа, как, скажем, «Сексуальная тварь» Джонатана Глейзера (совершившая прорыв в жанре криминального триллера), у Лаймана тоже есть свои находки. Например, когда Пэкстон и Линда идут на дело, они надевают маски, но на это никто не обращает внимания, потому что по законам ковидного времени все в масках. Или, например, само ограбление, во время которого парочка, оказавшись в замкнутом помещении, начинает не грабить, а делиться самым сокровенным. Или чего стоят бесконечные шутки по поводу Эдгара Аллана По, ведь никто не догоняет, что Пэкстон представляется именем великого американского писателя и поэта. Каркнул ворон: «Не вернуть!» Действительно, Пэкстон и Линда не собираются возвращать награбленное, а хотят обвести вокруг пальца корпорацию, начать жизнь заново и чуточку веселее провести время на карантине — и кто из нас, переживших локдаун, их в этом осудит?


Смотреть на HBO Max

II

А вот Пол Гринграсс никаких революций в вестерне не совершает. «Новости со всех концов света» вписаны в каноны жанра с его величественными пейзажами, маленькими людьми на фоне этих пейзажей, ретардациями и неспешным ритмом — настолько неспешным, что сначала даже не веришь, что в режиссерском кресле находится постановщик трех частей «Борна», славящихся своим эпилептичным монтажом. Как и в «Капитане Филлипсе», у Гринграсса снова сыграл Том Хэнкс, снова в роли капитана — только теперь ветерана Гражданский войны Джефферсона Кайла Кидда, который ездит по городам и весям США, чтобы читать новости и таким образом отвлекать простых работяг от насущных проблем. Но однажды по дороге он встретит повешенного чернокожего и светловолосую девочку-подростка Йоханну Леонбергер (Хелена Ценгель из «Разрушительницы системы»), дважды сироту, которая в детстве была похищена племенем кайова, поэтому она считает себя не немкой, а Цикадой, дочерью коренных американцев. Кидд возьмется доставить ее домой к дяде и тете, однако путешествие по стране, переживающей острый послевоенный социальный конфликт, будет таить в себе немало опасностей.

Символично, что действие «Новостей со всех концов света» стартует с того момента, на котором завершились классические «Искатели» Джона Форда: главный герой нашел девушку, но на этом его неприятности не заканчиваются, а только начинаются. Отличительная особенность фильма Гринграсса (и отличительная особенность этого вестерна вообще) — в нем нет бессмысленной жестокости, крайне характерной для жанра. Кидд вступает в бой только тогда, когда того требуют обстоятельства. Но если это случается, ждите виртуозно снятую перестрелку в горах. Вообще, экшена в фильме не так много, как хотелось бы, но тот, что есть, работает на сто процентов.

В остальном картина концентрируется на механике взаимоотношений Кидда и Йоханны, которые раскрываются через культурный диалог, а точнее, даже культурный обмен: в дороге они учат друг друга незнакомым словам и понятиям, поэтому вместо того, чтобы бередить былую рану, Гринграсс предпочитает на нее дуть. Это не разобщающее, а примиряющее кино, и потому имеющее терапевтический, целительный эффект. Даже несмотря на то, что Ценгель в этой картине повторяет свою роль из «Разрушительницы системы», в этот раз в ее героине, малолетней оторве, меньше дикости и больше здравомыслия и теплоты. Хэнкс тоже хорош, но он делает свою роль на классе, кажется, не прикладывая к этому каких-то особых усилий.

Единственный минус «Новостей», снятых по роману Полетт Джайлс, — это прямолинейный сценарий, полагающийся исключительно на химию между главными героями и ничем особо не удивляющий в плане сюжета. Так что, несмотря на в целом благожелательную критику, фильм Гринграсса все-таки не «Железная хватка». Впрочем, для истинных поклонников жанра это не та новость, которая сможет испортить удовольствие от просмотра.


Смотреть на Amazon Prime

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Локдаун
2021, Криминальный
Бывшая пара крадет бриллиант во время пандемии
6.8
Новости со всех концов света
2020, Вестерн
Том Хэнкс и режиссер «Борнов» отправляются на Дикий Запад

Подборки Афиши
Все