Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
14 июля 2023

Почему почти никто не смотрит новый сериал Marvel «Секретное вторжение»

Василий Говердовский
Marvel делала большую ставку на «Секретное вторжение», но хилые цифры просмотров и равнодушные отзывы заставляют лишь снова заговорить об усталости от супергеройских вселенных. Но действительно ли дело в ней? Василий Говердовский — о сериале-блокбастере, который оказался никому не нужен.

2023-й оказался сложным годом для экранизаций супергеройских комиксов. С треском провалился многострадальный «Флэш», прошел незамеченным сиквел «Шазама!», собрал меньше ожидаемого третий «Человек-муравей». Еще недавно супергерои правили прокатом. Но после «Мстителей: Финал» и пандемии ковида что-то радикально сломалось, и теперь медиа наперебой рассуждают о зрительской усталости от комикс-вселенных.

Фильмы Marvel прошли 15 лет от первых попыток до признаков угасания. Их сериалам понадобилось всего два года. Первые ласточки «ВандаВижен», «Локи» и «Сокол и Зимний Солдат» оказались настолько успешными, что их отметила престижная телевизионная премия «Эмми» — включая непреднамеренно комичную актерскую номинацию Дона Чидла за его трехминутное (не шутка) появление в «Соколе». Это оказалось пиком сериалов Marvel, потому что их следующие проекты вызывали все меньше и меньше интереса публики, несмотря на попытки расшатать рамки ожиданий: например, «Женщина-Халк: Адвокат» была решена в жанре юридического ситкома, а в финале еще и вдарила здоровой дозой постмодернистской самоиронии.

Шоураннер «Секретного вторжения» Кайл Брэдстрит и режиссер Али Селим тоже подошли к Marvel с неочевидной стороны и сделали относительно приземленный шпионский триллер. Увы, попытка зрителей не заинтересовала: сериал показал второй худший старт шоу в киновселенной на стриминге Disney+. Хуже только у «Мисс Марвел», но у нее были оправдания: незнакомая массовому зрителю героиня и не связанная (во всяком случае поначалу) с популярными героями вселенной история. В «Секретном вторжении», напротив, появляется целая команда старожил, включая одно из самых популярных лиц франшизы — Сэмюэля Л.Джексона в роли Ника Фьюри. Отговориться тут нечем.

Почему же люди не захотели смотреть «Секретное вторжение»? Кажется, частично дело и впрямь в усталости от комикс-вселенных в целом и от Marvel в частности. Причем в случае с последним свою роль сыграли как раз сериалы. Идея посмотреть несколько фильмов, чтобы в итоге лучше понять масштабный кроссовер про Мстителей, была долгое время достаточно соблазнительной, чтобы держать на плаву все фильмы Marvel. Но их стало слишком много, а сериалы выступили последней каплей: мало у кого на свете есть столько свободного времени и, будем откровенны, желания, чтобы посмотреть их все.

Ради справедливости надо сказать, что в Marvel поняли эту проблему не вчера. В февральском интервью Кевин Файги признается в необходимости такого планирования для фильмов и сериалов, чтобы они не терялись на фоне друг друга. Если в 2021-м студия выпустила аж пять сериалов, то в 2022-м их число снизилось до трех. Ровно столько на момент написания этого текста планируется на 2023-й и 2024-й годы.

Тем не менее эта масса контента уже успела переусложнить мифологию киновселенной. Теперь недостаточно просто сесть перед экраном — сначала ты должен выполнить домашку на знание хотя бы основ. «Секретное вторжение» производит именно такое впечатление: перед его просмотром нужно как минимум заценить «Капитана Марвел», чтобы узнать о пришельцах-оборотнях скруллах, и послетитровую сцену «Человек-паук: Вдали от дома», где поясняется, что Ника Фьюри на Земле подменил хороший скрулл Талос в исполнении Бена Менделсона.

Тем временем в самом «Секретном вторжении» тоже происходят вроде бы важные события. Часть знакомых героев гибнет, часть — оказывается злодейскими скруллами под предводительством бунтаря Гравика (Кингсли Бен-Адир). Но окажут ли события сериала по-настоящему заметное влияние на будущее киновселенной? Если да, то нам, зрителям, придется продираться сквозь лишние пять часов, чтобы не запутаться в новых «Мстителях». Если же нет, то окажется, что все старания команды «Секретного вторжения» напрасны, и сериал можно спокойно пропустить. То есть в любом случае кто-то да проиграет.

Фанаты комиксов скажут: «Ну конечно, у нас все ровно то же самое — есть мейнстримные линейки, а есть отдельные истории для людей, которые хотят глубже погрузиться во вселенную». Вот только комиксы значительно дешевле в производстве, чем сериалы. Особенно чем сериалы Marvel, которые и в домашнем формате сделали ставку на блокбастерность. «Секретное вторжение», например, стоило гигантских 200 миллионов долларов — такие суммы на трех с половиной фанатов не тратят. Тем более сейчас, когда экономика стримингов дышит на ладан, а Disney вслед за Warner Bros. Discovery в порыве бережливости удаляет со стримингов свои оригинальные проекты.

Выше я уже упоминал популярное в медиа мнение об усталости от супергеройского кино, хотя, кажется, правильнее было бы использовать слово «нормализация». В 2023-м было как минимум два успешных фильма под вывеской Marvel, и их успех доказывает, что привычных жанровых схем и дорогих спецэффектов недостаточно — нужно еще что-то сверху. Например, выдающаяся анимация «Человека-паука: Паутина вселенных». Или мощный эмоциональный аттракцион «Стражей Галактики. Часть 3». Фильм Джеймса Ганна подтверждает гипотезу: несмотря на несколько разочаровывающий стартовый бокс-офис, позитивный сарафан вывел его на первое место по сборам среди фильмов Disney в этом году.

Может, и «Секретное вторжение» со временем посмотрит больше зрителей? Тем более что сериалы имеют свойство раскручиваться не сразу. Возможно, огромная толпа людей ждет финала, чтобы забинжить «Секретное вторжение» целиком! Но я подозреваю, что этого не произойдет, и виной тому качество сериала. Ладно бы «Секретное вторжение» было просто плохим — недавний «Кумир» доказывает, что даже в таком случае глазу есть за что зацепиться. Но сериал Marvel — другой случай: он вызывающе средний на всех уровнях, кроме актерской игры. Джексон, Менделсон и Оливия Колман почти оправдывают существование «Секретного вторжения», но в то же время, глядя на них, сложно отделаться от мысли, что энергию, с которой они пытаются выплыть из этого серого болота, можно было применить в более полезных целях.

Смешнее всего смотреть на гигантский ценник сериала, потому что «Секретное вторжение» совсем не выглядит на 200 миллионов долларов. Особенно в кульминационной экшн-сцене четвертого эпизода, где нарисованные на компьютере вертолеты соревнуются в неубедительности с выстрелами из огнестрельного оружия. Но даже и без дешево выглядящей графики время от времени проглядывает небрежный монтаж. Как, например, в сцене драки Талоса с чеченским арт-дилером-скруллом из первого эпизода, где персонаж Менделсона умудряется за доли секунды монтажной склейки заметно изменить положение тела.

Не работает сериал и как шпионский триллер из-за традиционного для Marvel нежелания рисковать (дальше в этом и следующем абзацах будут спойлеры). Даже шокирующая смерть одного из ключевых персонажей в финале первого эпизода смазывается тем, что авторы прибегают к этому трюку еще два раза. Одна из них и вовсе нивелируется уже в следующем эпизоде. Дочь Талоса Г’айя (Эмилия Кларк) получает смертельное ранение в третьей серии — но в самом начале четвертой оказывается, что все нормально, она жива.

Другой пример того, как авторы заносят кулак и отводят его обратно, происходит в том же четвертом эпизоде. Ник Фьюри узнает, что его жену-скрулла Варру (Чарлейн Вудард) под угрозой смерти вынуждают убить мужа. В результате здорово написанной и сыгранной сцены диалога супруги стреляют друг в друга, и после продолжительной паузы нам показывают, что… они оба специально промазали. Парочка мило беседует, и даже угроза жизни Варры — внезапно уже не такая уж и проблема. Этот момент мог неплохо выглядеть на бумаге. Однако мы узнали о Варре только из «Секретного вторжения», и авторам не удалось создать ощущение долгих отношений между ней и Фьюри.

В интернете сериал регулярно критикуют за то, что у Marvel получился политический триллер без политики. Это не совсем так. Скруллы с их уничтоженной войной родиной и вынужденной остановкой на Земле отсылают к знакомому нам явлению. Они беженцы, которые разбиваются на две фракции: воинственный Гравик считает, что скруллы должны жить в своей коже, а его оппонент Талос — что для начала им нужно заслужить доверие землян. Иными словами, радикальное отстаивание собственной идентичности в новом месте или попытка сохранить народ, добровольно встраиваясь в культуру чужую.

Авторы заметно сильнее симпатизируют Талосу, но все же кажется, что они не до конца согласны с ним. До финала остается еще два эпизода, но логично предположить, что финальное слово останется за Г’айей, которая одинаково не принимает насильственные методы Гравика и воздушные замки отца. Так что политика в сериале есть. Другой вопрос, окажется ли удовлетворительным итог, к которому придут авторы. В «Соколе и Зимнем Солдате» был похожий сюжет с участием радикальной группировки народных мстителей, пострадавших от равнодушия сильных мира сего. Но финал с беззубой речью Сэма «Сокола» Уилсона (Энтони Маки), где он призывал политиков стараться получше, устроил разве что совет директоров Disney.

И если на высказывание «Секретного вторжения» еще остаются надежды (пускай и скромные), то как зрелищу и жанровому произведению ему просто нечего предложить. Даже идея засунуть героев Marvel в шпионское кино не нова — мы видели похожие подходы в фильмах братьев Руссо про Капитана Америку и уже упомянутом «Соколе и Зимнем Солдате». Marvel смогла запустить волну, пока еще довлеющую в поп-культуре, но если она хочет сохранить ее силу, то ей нужно начать предлагать нечто большее, чем скучноватые вариации того, что мы уже не раз видели.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Секретное вторжение
2023, Боевик
Шпионский сериал Marvel

Подборки Афиши
Все