Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
28 октября 2021

Почему «Кровавая вечеринка» веселее, чем «Хеллоуин убивает»?

Евгений Ткачёв
Одновременно с «Хеллоуин убивает» в кинотеатрах на телеканале Syfy Universal вышла новая «Кровавая вечеринка». Это символично, потому что оба этих фильма ужасов родились в конце 1970-х — начале 1980-х, а оригинальная «Вечеринка» не просто один из первых феминистских слешеров — она еще и задумывалась как ироничный оммаж классическому «Хеллоуину». Рассказываем историю ее создания, а также про то, почему свежий ремейк хоррора про серийного убийцу с дрелью получился гораздо веселее новой саги про неубиваемого маньяка Майкла Майерса.

Небольшая историческая сноска для понимания контекста. Несмотря на то, что главными героями слешеров выступали в основном женщины и желательно девственницы (из этой целомудренности потом родился троп finale girl), снимали их, как правило, мужчины. В 1974 году на экраны вышли «Черное Рождество» Боба Кларка и «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера, а спустя четыре года — «Хеллоуин» (1978) Джона Карпентера, который при бюджете в 300 тысяч долларов собрал 60 миллионов в прокате, породил мегауспешную франшизу и задал канон. Уже после были «Пятница, 13-е» (1980) Шона С.Каннингема, «Кошмар на улице Вязов» (1984) Уэса Крейвена, десятки их сиквелов, сотни подражаний, а также ремейки, ремейки, бесчисленные ремейки. Женщины если и брались за постановку фильмов ужасов, то в качестве исключения из правил. Сразу вспоминается разве что Рейчел Талалей — продюсерка третьего и четвертого «Кошмара на улице Вязов» и режиссерка шестого, который вышел в начале 1990-х.

Сейчас понятно, что женщин в голливудском кино тогда было мало не потому, что они обладают меньшим талантом, чем мужчины, а потому, что у них не было доступа к ресурсам. И что нет никакого «мужского» и «женского» кино, нет гендерно-окрашенных жанров (самые лютые жанровые фильмы сейчас снимают не мужчины, а женщины), а есть male gaze (мужской взгляд) и female gaze (женский взгляд). Однако самые прозорливые могли догадаться об этом еще в 1980-е, когда вышла первая феминистская слешер-трилогия «Кровавая вечеринка» (1982, 1987, 1990), спродюсированная великим и ужасным королем фильмов категории «Б» Роджером Корманом. Уникальность этой трилогии для того времени заключалась в том, что каждая часть была поставлена и написана женщиной, а также в том, что она изначально задумывалась как пародия на популярные тогда хоррор-франшизы. Очевидно, что авторки рассуждали таким образом: окей, мужчины не пускают нас играть в свою песочницу, тогда мы пропесочим их кинохиты с помощью феминистского инструментария.


 

Подробности по теме

«Кровавая вечеринка» и «Часы посещения»: первые феминистские слешеры (не хуже «Хеллоуина»!)


Так, фем-активистка Рита Мей Браун написала сценарий фильма «Бессонные ночи», который потом превратился в «Кровавую вечеринку», как стеб над жанром torture porn (пыточного порно), однако продюсеры, вопреки ее желанию, решили сделать серьезную картину. Тем не менее в фильме, поставленном Эми Холден Джонс, все равно осталась масса комичных, издевательских элементов. По сюжету группа девушек устраивает разнузданную пижамную вечеринку, на которую не приглашена только школьная пария по имени Валерии (Робин Стилле), которая сидит со своей младшей сестрой, то есть, как и Лори Строуд в «Хеллоуине», она выполняет роль бебиситтерши. Вскоре на эту вечеринку проникают парни, а затем и маньяк с дрелью Расс Торн (Майкл Виллелла), который так недвусмысленно размахивает ею, а камера так часто показывает эту дрель, торчащую у него между ног, что не остается сомнений — это фаллический символ (в финале, к слову, не обойдется без символической кастрации).

Если первая часть еще притворялась серьезным слешером, то сиквел, написанный и снятый Деборой Наварра-Брок, даже не пытался этого делать, поэтому неудивительно, что некоторые зрители его просто не поняли. Это уже пародия не на «Хеллоуин», а на популярный тогда «Кошмар на улице Вязов» (к тому времени вышло три фильма из этой хоррор-франшизы). Кортни (Кристал Бернард) — младшая сестра выжившей в первой части, но сошедшей с ума Валери — устала от гиперопеки матери и ночных кошмаров, в которых к ней приходит убийца с выпирающей из гитары дрелью (Атанас Ильич), поэтому она хочет затусить с подругами в пригородном домике. А еще лишиться невинности с понравившемся ей парнем. Однако ее мечтам не суждено сбыться, потому что дьявольский музыкант из ее снов скоро материализуется в реальном мире и начнет убивать. Чтобы ни у кого не осталось сомнений, что этот The Driller Killer списан со злодея из «Кошмара на улице Вязов», в фильме в качестве пасхалки появится офицер Крюгер (другого полицейского, к слову, зовут Вурхис). Несмотря на то, что фильм идет немногим больше часа, вся кровавая движуха в нем начинает происходить ближе к финалу, а до этого в картине с каждой минутой растет уровень абсурда, который превращает ее не только в дичайшую комедию, но и в отвязный мюзикл: выяснится, что охотящийся на молодежь The Driller Killer вполне сносно поет. Также в конце фильма станет понятно, что у всех страхов главной героини есть фрейдистское объяснение: она просто жутко боится лишиться девственности, а маньяк с дрелью на гитаре выступает комичной метафорой ее кошмаров.

Единственная часть «Кровавой вечеринки», которая была сделана без юмора и метаиронии, — третья, поэтому сейчас она выглядит просто как поточный слешер начала 1990-х, повторяющий сюжет оригинала. А о том, что эта картина написана и снята женщинами — Кэтрин Киран и Салли Маттисон, — говорит только то, что одна из героинь предлагает парню, испытывающему проблемы с эрекцией, доставить ей удовольствие другим образом: сделать куннилингус. Надо сказать, что такой сценарный ход для начала 1990-х выглядел довольно смело, ведь голливудский мейнстрим в то время тему женского удовольствия старался деликатно обходить стороной.

В общем, «Кровавая вечеринка» представляет собой любопытный материал для исследования такого явления, как феминистский слешер, особенно учитывая то, что сейчас он переживает ренессанс, благодаря главным образом студии Blumhouse, которая за несколько лет выпустила такие (про)феминистские переосмысления хоррор-классики, как «Черное Рождество», «Человек-невидимка», «Колдовство» и «Хеллоуин».

Так, например, в свежем «Хеллоуине» Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) превратилась почти что в Сару Коннор, а в центре повествования оказались также ее дочь и внучка, вместе противостоящие маньяку Майклу Майерсу. Жаль только, что режиссеру Дэвиду Гордону Грину не удалось реализовать весь потенциал обновленной франшизы в сиквеле «Хеллоуин убивает»: у него получилась унылая социальная сатира на одноэтажную Америку, вооруженных до зубов реднеков и безумие толпы (подробнее про фильм можно прочитать здесь). Однако, несмотря на то, что фильм не понравился ни критикам, ни пользователям профильных киносайтов (сейчас у него стоит оценка 6,5 на «Афише», 5,2 на «Кинопоиске» и 5,8 на IMDb), он собрал внушительную кассу в прокате. Вот что значит сила неумирающего бренда!

В этой ситуации даже немного обидно, что вышедший в октябре на телеканале Syfy Universal ремейк «Кровавой вечеринки» не получил должного внимания. Как и в начале 1980-х, он совершенно незаслуженно оказался в тени «Хеллоуина», потому что в этот раз «Вечеринка» не просто не хуже «Хеллоуина», а лучше него. Опытная сценаристка Сюзанн Кейлли («Эш против Зловещих мертвецов», «Лепрекон возвращается», «Монахиня-воин») и начинающая канадская режиссерка Данишка Эстерхази снова вернули во франшизу веселье. Ремейк начинается совершенно в духе оригинала: несколько подруг (солируют темнокожая девушка Триш Деверо в исполнении Масали Бадуза) собираются за городом, где на них нападает маньяк Расс Торн (Роб ван Вюрен). Выживет только Триш. Спустя много лет она (Шелайн Беннетт) становится одержимой гиперопекой матерью, которая и шагу не дает ступить своей взрослой дочери Дане (Ханна Гонера). Впрочем, девушке в компании подруг (Фрэнсис Шолто-Дуглас, Мила Рейн, Алекс МакГрегор и Резе-Тиана Весселс) все же удается выбраться за город, где они селятся в том же доме, где маньяк с дрелью когда-то устроил резню. И который вернулся, чтобы закончить начатое дело. Однако он еще не догадывается, что это не он охотится на девушек, это девушки, наточив ножи, приехали, чтобы поохотиться на него.

Это не единственный сюжетный твист, который произойдет в фильме. Лента не раз и не два удивит даже самых искушенных зрителей (например, сначала кажется, что у главных героинь «иммунитет» от маньяка, они просто не могут погибнуть, но это совсем не так), а также повеселит вывернутыми наизнанку жанровыми клише. Скажем, если в классическом male gaze-слешере объективации подвергаются женщины, тот тут, наоборот, мужчины. Такой прием можно было увидеть и в оригинальной «Вечеринке», когда одна из героинь прятала под матрасом журналы Playgirl. В ремейке Эстерхази идет дальше и вываливает сначала мужских персонажей в пуху (незабываемая сцена, когда мускулистые парни из соседнего домика дерутся подушками), а затем с глумливым сладострастием снимает, как один из этих юношей принимает душ. Но все это сделано, конечно, не всерьез, а в шутку — таким образом, режиссерка просто издевается над жанровыми тропами слешера, давая возможность посмотреть на них не через объективирующую мужскую, а объективирующую женскую оптику. Все это выглядит остроумно, смешно, свежо и захватывающе. Так что, если вас тоже разочаровал «Хеллоуин убивает», смело беритесь за «Кровавую вечеринку» — такую ироничную, а не насупленную фем-оптику не каждый день дают!

Смотреть на Amazon Prime Video

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

6.3
Хеллоуин убивает
2021, Триллер
Джейми Ли Кертис снова страдает от Майкла Майерса
Кровавая вечеринка
2021, Ужасы
Ревизионистский ремейк феминистской слешер-классики

Подборки Афиши
Все