Светлана Рослова. Из проекта «Выставочные люди». 2020
На первом этаже расположились три небольшие «домашние» выставки, посвященные 25-летию музея, который отмечали в конце прошлого года. Он открылся в 1996 году, как раз после Первой международной «Фотобиеннале». В экспозиции «МАММ25» показывают фото главных выставок музея, которых за это время было аж более 2500. Среди них — проекты Сары Мун, Альберта Уотсона, Ребекки Хорн и других звезд современного искусства. Выставка «Памяти Светланы Рословой» посвящена умершей от коронавируса смотрительницы МАММ, которая восемь лет работала в музее, много общалась с посетителями и фотографировали их для своего популярного блога «Выставочные люди» — на него были подписаны многие российские и зарубежные художники. А в «#МАММлюди» представлены фото, которые уже сами посетители делали в экспозициях и публиковали под этим хештегом.
Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018 Предоставлено автором
Впервые в Москве показывают работы известного итальянского фотографа Габриэле Галимберти, который создает серии портретов людей в окружении различных предметов, путешествуя по миру. Так он раскрывает культуру и ценности своих героев и фиксирует контрасты современности. В МАММ представлено сразу два проекта Галимберти. В серии «Домашняя аптека» он выкладывает перед героями все содержащиеся в их доме лекарства и показывает колоссальный разрыв в возможностях управлять своим здоровьем. Кто-то хранит таблетки про запас или постоянно поддерживает иммунитет. У кого-то, как у бедных гаитян, в доме вовсе нет лекарств — они приобретают их у уличных торговцев в строго необходимом количестве при болезни. А кто-то предпочитает лечиться гомеопатией, травами и эфирными маслами.
Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Мандевиль, штат Луизиана, США. 25 мая 2018 Предоставлено автором
Второй проект «Мой личный динозавр» посвящен популярному сегодня среди состоятельных людей коллекционированию ископаемых динозавров. Их покупают как на художественных аукционах, так и в онлайн-магазинах за баснословные деньги (цена может достигать миллионов евро) и украшают дома гигантскими скелетами и окаменелостями как произведениями искусства — примеры таких интерьеров и их хозяев и запечатляет Галимберти.
garagemca.org
Под стать прошедшему юбилею показывают снимки времен основания музея живого классика отечественной фотографии Игоря Мухина, который много лет преподает в Школе фотографии им. Родченко и не раз выставлялся в МАММ. На этот раз собрали три его классические черно-белые серии «Москва» (1996–2000), «Париж» (1999–2000) и «Вена» (2002). Причем последние две фотограф создал по приглашению Министерства культуры Франции и венской галеристки Урсулы Кринцингер, которые оценили его московские хроники времен перестройки. На снимках Мухин зафиксировал атмосферу трех мегаполисов на рубеже веков, но его интересовали не узнаваемые архитектурные образы, а молодежь, причем чаще всего влюбленная. За каждым фото словно стоит целая история — случайные прохожие обнимаются, целуются, танцуют, спешат с работы и гуляют по шумным улицам города.
Сергей Борисов. Джоанна Стингрей и Сергей Курехин. 1987 Предоставлено автором
Ностальгию по 90-м продолжает проект еще одного классика российской фотографии, выставлявшегося еще на биеннале 1996 года, — Сергея Борисова. Его «Студия 50A» стала сосредоточением неофициальной культуры 1980–1990-х годов. Здесь он и создавал свои легендарные постановочные фото с художниками, актерами, музыкантами, модельерами, а также всячески поддерживал их творческую свободу в кадре. На выставке представлены эпатажные снимки о культуре коммунизма с Сергеем Ануфриевым и Бугаевым (Африкой), ироничные инсценировки исторических ситуаций, где Влад Мамышев-Монро предстает то в образе Шаляпина, то Мэрилин Монро, и просто портреты того времени. Среди героев Борисова также — Жанна Агузарова, Эдуард Лимонов, Анатолий Зверев, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Гоша Острецова с моделями в его . От них веет свободой и энергией жизни — увидеть атмосферу такой Москвы можно во фрагментах из видеоархива художника с интервью и съемками с тусовок.
Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Урал, Россия. 2015 ©Леонид Тишков
Пожалуй, самый атмосферный проект биеннале — «Ближе Луны только звезды» Леонида Тишкова. В приглушенном свете здесь представлены снимки светового объекта «Частная луна» (отсылающего к картине Магритта), который за 20 лет уже стал личным брендом художника. Он путешествует со светящейся луной по миру и создает поэтичные кадры: на краю крыши с видом на Эйфелеву башню, на берегу Южно-Китайского моря, в Арктике, Москве, Вашингтоне и тайваньских двориках. Эта выставка выходит за рамки одной лишь фотографии: здесь также представлены три инсталляции художника, эскизы и тексты к ним. С помощью них можно бесконечное количество раз загадать желание, глядя на падающую звезду, пофантазировать о переселении людей в космос и вспомнить всегда актуальные цитаты из «Маленького принца» Экзюпери — именно эта книжка выступает своеобразным камертоном всего художественного мира Тишкова.
Дмитрий Булин. Рождение Венеры. Из серии «Венера 2.0». 2018 Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором
Под личным кураторством директора МАММ Ольги Свибловой показывают выставку фотографа и режиссера Дмитрия Булина, созданную в сотрудничестве с Фондом Still Art. Латинское название «Codex rescriptus» переводится как рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении, — так и Булин наслаивает свои идеи на узнаваемые культурные сюжеты и создает их интерпретации в стиле фешен-фото. Серия «Венера 2.0» отсылает к «Рождению Венеры» Боттичелли, «Тайной вечере» да Винчи, «Сотворению Адама» Микеланджело и другим изображениям Итальянского Возрождения.
Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». 2022 Предоставлено автором
В другом проекте фотограф снимает инсценировки фламандских пословиц, соединяя композиционные приемы Питера Брейгеля-старшего и винтажные коллекции Вивьен Вествуд. Заканчивается экспозиция остросоциальной и созданной специально для выставки серией «Красота за 5 долларов» — она отсылает к голливудским звездам 1920–1930-х годов. Стилизованные под них модели в дешевых китайских приборах для изменения лица — от прищепок для носа до приспособлений для растяжки губ — иллюстрируют, на что способны люди в погоне за навязанными идеалами, например искусственно созданными скулами Марлен Дитрих.