В начале экспозиции внимание зрителя сразу привлекают озорные беспокойные мухи, раскачивающийся, словно от ветра, чертополох и завораживающий хвост какой-то экзотической птицы. Это мобили Владимира Мартиросова — механические прототипы живой природы. Объекты состоят из бамбуковых реек, электрических моторчиков, алюминиевых деталей и очаровывают своей простотой. В цифровой век работа с обычным двигателем вызывает неподдельный интерес. Художник говорит, что он еще не исчерпал его возможностей и поэтому до сих пор экспериментирует, совершенствует свои «технические организмы», жизнь которых обусловлена механическим движением.
Группа Karozich — молодые петербургские художницы Марфа Рагимова и Наталья Гражданкина. На выставке представлено три объекта из их проекта «Шурф». Так называют рукотворную яму, внедрение в землю, необходимое для геологических исследований, поиска ископаемых, осмотра фундамента или грунтового основания. Художественная имитация таких нор позволяет арт-группе домыслить реальность и буквально создать собственный фантазийный подземный мир. Представленные боксы — это геологические срезы, в которых художницы изображают сюжеты из жизни их подземных существ, наделенных образами и повадками обитателей мира «над». Например, если заглянуть в бокс «Присутственное», можно увидеть работников регистратуры и офисных сотрудников, которые раскладывают пасьянс «Косынка».
Отдельная зона посвящена морю, водным видам спорта и отдыху. В ней представлена работа Алексея Алпатова — большое панно с гигантской волной, которая накатывает на берег. В своем творчестве художник обращается к теме природы и города. И, разумеется, чаще всего отдает предпочтение пейзажному жанру. Его работам свойственна монохромность, но, несмотря на это, они как будто наполнены внутренним свечением. Характерный авторский почерк Алпатова особенно удачно раскрывается в морской серии «5 дней»: он запечатлевает стихию в состоянии то безоблачного штиля, то ночного урагана посреди бескрайнего океана.
Работы Устины Яковлевой уже не первый раз украшают зал Медиацентра. Ее тонкие и изящные произведения, как правило, отсылают к теме, волнующей художницу уже много лет, — культурным особенностям и традициям народов Севера. Ее графика, вышивка и серии объектов будто осовременивают древние техники декоративно-прикладного искусства и народные художественные практики, а также напоминают о ценности времени. В экспозиции представлены произведения сразу из нескольких проектов художницы: «Моллюски», «Поток», «Коконы» и «Круги». Яковлева говорит, что создает свои работы в спонтанной технике: она не делает эскизов, не планирует заранее, а просто берет холст, нити, жемчуг для вышивки, и в процессе рождаются ее загадочные существа и образы.
Работа Егора Плотникова «Лето» — фрагмент живописного холста, остальная часть полотна скрыта от зрителя за пилоном. Но каждый, кто смотрит на эту работу, конечно же, узнает типичный среднерусский пейзаж, который можно самостоятельно достроить и тем самым стать соучастником и соавтором творческого процесса. По похожему принципу построено и произведение «Третий день на реке» из серии «Вычитания». Здесь пространственный пейзаж сталкивается с абстрактной геометрической формой, что иллюстрирует свойство нашей памяти стирать — «вычитать» — фрагменты воспоминаний. Осознать это можно во время непроизвольной художественной практики: при взгляде на картину наше воображение заполняет недостающие элементы и дорисовывает какой-то знакомый пейзаж, возможно, родом из детства.